На Марсе нашли типично земные тектонические следы

Геологи обнаружили на Марсе следы вулканической активности, которые раньше находили только на Земле. Статья ученых появилась в журнале Science, а ее краткое изложение приводится в пресс-релизе Аризонского университета.

В рамках работы ученые изучали снимки долины Атабаска в экваториальной части Красной планеты, сделанные аппаратом Mars Reconnaissance Orbiter. Совершенно случайно при большом приближении на одной из фотографий ученым удалось обнаружить на фотографиях круговые образования, характерные для лавовых потоков на Земле. После этого ученые проанализировали снимки Атабаска и обнаружили большое количество (200 только в одной изучавшейся части долины) подобных образований на других снимках.

Образования, о которых идет речь, образуются в результате возникающего в лаве напряжения при сдвиге, когда разные слои движутся в разных направлениях с разными скоростями. Часть этого напряжения реализуется в виде волн на поверхности токов, а часть - в виде обнаруженных воронок. Подобные образования встречаются, например, на Гавайских островах, а также в потоках лавы под водой.

По словам исследователей, среди геологов бытует мнение, что Марс является своего рода недопланетой - в прошлом он напоминал Землю, однако, затем остановился в своем развитии. Как следствие такого подхода, многие, в том числе и тектонические, процессы считаются невозможными на Красной планете. Примечательно, что диаметры найденных на снимках образований составляют около 30 метров, что заметно больше диаметра аналогичных образований на Земле.

Следы тектонической активности на Марсе известны достаточно давно во многом благодаря аппаратам, работающим на орбите Красной планеты. Например, известное плато Большой Сирт после изучения было признано щитовым вулканом. Также крупнейшая гора Солнечной системы Олимп (ее высота относительно основания составляет 21 километр) представляет собой вулкан.

Снимки, которые позволили сделать новое открытие, были сделаны при помощи камеры HiRISE, установленной на зонде NASA Mars Reconnaissance Orbiter. Этот инструмент позволяет разглядеть с высоты около 300 километров объекты, диаметр которых не меньше 30 сантиметров. Сам аппарат был запущен на орбиту в 2005 году, а основная часть его миссии завершилась в 2008 году, однако он продолжает работать до сих пор.

Кто здесь хозяин