ВВС США нашли вероятную причину гипоксии на F-22

F-22 Raptor. Фото с сайта af.mil

Высотно-компенсирующий костюм Combat Edge, который надевают пилоты американских истребителей F-22 Raptor, может быть причиной возникновения у них гипоксии, сообщает Flightglobal со ссылкой на источники в ВВС США. Данная версия в настоящее время считается наиболее вероятной. По словам источника издания, верхняя часть костюма при полете с перегрузками слишком туго стягивает грудную клетку, затрудняя дыхание. Основной задачей такого костюма является облегчение выдоха при перегрузках и пониженном давлении в кабине пилота.

В ноябре 2010 года на Аляске разбился истребитель F-22 под управлением пилота Джеффри Хэни. По данным следственной комиссии, которую возглавлял генерал в отставке Грегори Мартин, причиной катастрофы стало неверное функционирование бортовой системы генерации кислорода (OBOGS), из-за чего Хэни начал испытывать удушье. Специалистам пока так и не удалось сымитировать условия, при которых OBOGS начинает функционировать неверно. В настоящее время ВВС США ведут расследование причин возникновения гипоксии, однако окончательной версии пока не высказано.

По словам источников издания, в нормальных условиях полета верхняя часть Combat Edge обеспечивает равномерное сдавливание грудной клетки, позволяя пилоту нормально дышать. Однако в случае возникновения перегрузок при наборе скорости или маневрировании их воздействие на человека одновременно с компенсирующим костюмом "может вызывать ателектаз легких (спадение тканей легкого - примечание Ленты.ру)". В условиях низкого давления легкие частично утрачивают способность осуществлять газообмен между воздухом и кровью.

Ателектаз, возникающий у пилотов F-22, в ВВС США уже получил название "кашель Раптора" (Raptor cough) - при разговоре у летчиков после полета наблюдается голосовое дрожание и покашливание; это реакция организма на спадение тканей легкого, пытающегося таким образом расправить легкие в условиях нормального атмосферного давления. В ходе расследования также выяснилось, что независимо от условий полета в маску пилота в каждый момент времени подается равный объем дыхательной смеси. В случае ателектаза при перегрузках поступающего объема воздуха становится недостаточно для расправления легких.

Похожие состояния встречаются и у пилотов высотных самолетов-разведчиков U-2 Dragon Lady, однако у них есть регламентированный восстановительный период. После совершения полета летчики в течение нескольких дней вообще не допускаются к полетам. Пилоты же истребителей F-22, напротив, нередко выполняют по нескольку полетов в день каждый день, в результате чего дыхательная система их организма не успевает полностью восстановиться. Вкупе все перечисленные факторы и могут служить причиной гипоксии и даже потери сознания летчиками во время полетов.

В июле 2011 года ВВС США также называли компенсирующий костюм одной из возможных причин возникновения гипоксии, однако тогда эта версия подробно обнародована не была. Военные заявляли лишь, что причиной гипоксии может быть асинхронная работа костюма, соединенного с системой OBOGS. Верхняя часть Combat Edge подсоединена к OBOGS и при изменении высоты полета и давления внутри кабины обеспечивает сдавливание грудной клетки. При этом сила сдавливания варьируется в зависимости от условий полета.

По этой версии, из-за сбоя в системе контроля подачи воздуха костюм мог слишком сильно сдавливать грудную клетку пилота, блокируя дыхание. По другим данным, приступы гипоксии могли начинаться из-за некорректной совместной работы OBOGS и системы подачи дыхательной смеси в маску пилота.

К настоящему времени ВВС США известно о почти 20 случаях возникновения гипоксии у пилотов истребителей F-22. В нескольких случаях летчики частично утрачивали сознание. Дважды в 2011 году полеты F-22 приходилось приостанавливать. Первый запрет действовал с 3 мая по 19 сентября, второй - с 20 по 27 октября. В настоящее время на полеты истребителей наложены серьезные ограничения. В апреле 2012 года двое пилотов F-22 публично заявили об отказе летать на этих истребителях из-за опасения за свое здоровье.

Обсудить
00:06 Сегодня
Арест Временного правительства

«Главным был вопрос о войне»

Как Временное правительство довело Россию до революции: спецпроект «Ленты.ру»
00:10 15 ноября 2016

Зина без резины

Как геи, солдаты и проститутки разнесли ВИЧ по СССР
Крым с навигатором и без
Как туристы верят спутникам, а местные жители над ними смеются
Рыночные отношения
Лучшие рождественские ярмарки Европы
Просто ми-ми-ми
Победители фотопремии Nature Photographer of the Year
Подмосковные вечера
Как провести каникулы недалеко от российской столицы
Дженис ЙостимаСама себе модель
История успеха девушки из провинции с миллионом подписчиков в сети
Повторяй за мной
Чернокожая модель восстала против стандартов красоты
Мохаммед, похититель Рождества
Елки и Санта-Клаусы в Европе оказались в опале
Кровавая пенсия
Чем занимаются знаменитые преступники, ушедшие на покой
Видео: Самый быстрый «МАЗ»
Дакаровский «МАЗ», десантный корабль на воздушной подушке и заброшенная авиабаза
Кёрлинг по-крупному
Массовые аварии и другие скользкие видео в честь прихода зимы
Самые продаваемые автомобили в России
25 самых популярных автомобилей ноября 2016 года
Чех, два японца и кореец: выбираем лучший компактный седан
Длительный тест четырех компактных седанов. Часть 3
Сорвал крышу
Как российский урбанист-экстремал разозлил канадскую полицию
От роддома до могилы
Тайны фамильных особняков, в которых живут поколения фермеров и журналистов
Горите в аду
Получить имущество по наследству становится все труднее
Извращенные вкусы
Откровения риелторов о клиентах-геях, богеме, политиках и шизофрениках