Только важное и интересное — в нашем Facebook
Новости партнеров

Виртуальный микроскоп поможет установить связи в мозге мыши

Общий вид анатомического браузера. Видны выделенные флюоресцентным красителем нейроны. Скриншот сайта http://brainarchitecture.org

Проект по определению нейронных связей в мозге мышей "Mouse Brain Architecture Project" выложил первые полученные данные в открытый доступ. Рассмотреть фотографии можно на сайте проекта, подробности его работы приводит Nature News.

Главной задачей проекта является создание карты связей нейронов в центральной нервной системе мыши. Для этого исследователи проводят инъекции красителей в различные области мозга, а затем нарезают его на микроскопические слои толщиной в 20 микрометров. В работе используются несколько видов красителей: как классические, так и основанные на вирусах. Окрашенные срезы сканируют под микроскопом и для каждого из них получают изображение разрешением около одного гигапикселя. Мозг мыши дает более полутысячи таких срезов.

Авторы проекта выложили полученные на данный момент изображения в открытый доступ, так как надеются, что эта информация может пригодиться другим ученым. Фотографии собраны в своеобразный атлас и снабжены системой навигации, увеличения и уменьшения изображений, позволяющей рассмотреть как мозг в целом, так и его отдельные клетки. "Виртуальный микроскоп" снабжен также вспомогательными сведениями о нейроанатомии. По словам создателей, такая форма представления данных может привлечь к работе не только ученых, но и энтузиастов науки.

В настоящий момент существует еще несколько проектов, которые ставят своей целью получение массивных объемов информации о строении мозга. Проект Нейробиологического института Аллена по созданию атласа (Allen Brain Atlas) сосредоточен на исследовании локализации места работы различных генов в мозге. Проект "Коннектом Человека" ставит задачу картировать все связи в мозге здорового человека с помощью диффузионной МРТ. Эта технология позволяет получить прижизненную информацию о нервной системе, но пока не позволяет рассмотреть отдельные нейроны.

Наука и техника00:06 8 декабря