Благоприятные для жизни звезды найдут по химическому составу

Обитаемые зоны (зеленые) у звезд разной температуры. Изображение NASA/Kepler Mission/Dana Berry

Астрономы показали, что длительность нахождения экзопланет в пределах обитаемой зоны зависит от химического состава их звезд. Это открывает возможности по спектру излучения определять те из них, что наиболее благоприятны для возникновения жизни. Работа принята к публикации в журнале The Astrophysical Journal Letters (препринт), а ее краткое содержание приводит ScienceNow.

Потенциально обитаемой зоной называется диапазон орбит, который допускает существование на поверхности планет жидкой воды. Поскольку возникновение жизни считается тесно связанным с водой, то чем дольше планета находится в потенциально обитаемой зоне, тем больше времени имеется у нее для возникновения жизни.

Возможность существования жидкой воды определяется количеством энергии, получаемым планетой. Оно, в свою очередь, зависит от расстояния от планеты до звезды и ее светимости в данный момент. Однако существование звезды не статично и зависит от ее массы и химического состава.

Авторы показали, что время существования планет в потенциально обитаемой зоне для каждой звездной системы зависит от количества кислорода, которое входит в состав звезды. Для звезд одинаковой массы именно кислород определяет различие в скорости эволюции светила. Наиболее благоприятны для возникновения жизни оказались звезды с высоким содержанием кислорода - планеты в таких системах дольше всего находятся в пределах обитаемой зоны. По словам авторов, если бы Солнце содержало значительно меньше кислорода, то Земля покинула бы пределы обитаемой зоны еще миллиард лет назад, до того, как успели возникнуть сложные формы жизни.

Работа открывает возможности для более целенаправленного поиска звездных систем с потенциально обитаемыми планетами. В настоящий момент для поиска экзопланет используются орбитальный телескоп "Кеплер" и установленный в обсерватории Ла-Силла спектрограф HARPS. Первый из приборов находит планеты по падению светимости звезды при транзите, второй - по красному смещению, возникающему из-за гравитационного действия планеты на звезду.

Все там будем