"Кьюриосити" рассказал о марсианских ветрах

Нагревание атмосферы Марса приводит к понижению давления. Иллюстрация NASA

NASA опубликовала результаты метеорологических наблюдений ровера "Кьюриосити", в результате которых ему удалось составить карту ветров в кратере Гейла и обнаружить перепады давления в атмосфере Марса. Сообщение с описанием результатов измерений появилось на сайте американского космического агентства.

Разница между давлением атмосферы днем и ночью на Марсе оказалась весьма существенной - около 10 процентов от пиковых значений. По словам астрофизиков, дневное давление настолько ниже ночного вследствие того, что из-за разогревания поверхности планеты в атмосфере образуются мощные восходящие потоки воздуха.

Интересно, что на Марсе колебания давления сопровождаются колебаниями уровня радиоактивного излучения. Для его измерения "Кьюриосити" оснащен специальным детектором - RAD, (он же собирал информацию о космической радиации еще до того, как марсоход опустился на поверхность Красной планеты). Детектор зафиксировал, что уровень ионизирующего излучения на поверхности колеблется в зависимости от плотности атмосферы планеты. Это объясняется тем, что Марс, в отличие от Земли, лишен защитного магнитного поля.

Помимо суточных колебаний, марсоход обнаружил и сезонные тренды в атмосферном давлении. Они происходят от того, что лето в южном полушарии Марса сопровождается испарением большого количества углекислого газа, отложенного там в виде сухого льда.

Наряду с проведением глобальных климатических измерений, "Кьюриосити" также составил карту ветров внутри кратера Гейла, где ему предстоит работать. Она существенно отличалась от того, что ожидали специалисты. Считалось, что в кратере преобладающими будут ветры вдоль периферии к центру, где расположена гора Шарп. Однако, это оказалось не так - более выражены были ветры вдоль границы кратера. В месте, где сейчас находится "Кьюриосити", преобладают западно-восточные ветры.

Ровер опустился на поверхность Марса 6 августа 2012 года. Помимо анализа марсианского климата он проводит геохимические и физические исследования грунта с целью обнаружения условий, пригодных для бактериальной жизни. Недавно "Кьюриосити" доставил первый твердый образец марсианского грунта в прибор SAM, предназначенный для поиска органических соединений. SAM составлен из нескольких инструментов, среди которых имеется масс-спектрометр и газовый хроматограф.

Все там будем