Антропологи намекнули на мореходные успехи денисовцев

Линии Уоллеса и Лидеккера

Антропологи Алан Купер (Alan Cooper ) из Университета Аделаиды и Крис Стрингер (Chris Stringer) из Музея естественной истории Великобритания пришли к выводу о том, что древние люди денисовцы (вид пока не получил общепризнанного наименования) самостоятельно пересекли линию Уоллеса — водораздел между азиатской и австралийской фауной. Статья ученых опубликована в Science, кратко ее содержание можно прочитать на сайте Университета Аделаиды.

Ученые проанализировали уже существующие данные по наличию в геномах населения юго-восточной Азии следов смешивания с денисовскими людьми. По словам ученых, все эти следы лежат к востоку от линии Уоллеса, проходящей между островами Бали и Ломбок, Борнео и Сулавеси.

Согласно Куперу и Стрингеру, денисовцы, которые пришли в этот район из материковой Азии, должны были преодолеть линию Уоллеса морским путем. Гипотез относительно того, как именно это произошло, антропологи не выдвигают. Тем не менее, они заключают, что после перехода денисовцы оказались изолированы от материка и сохранялись здесь до прихода людей современного типа. Материковые денисовцы к этому моменту, по-видимому, исчезли, — по крайней мере, генетических следов в популяциях современных людей они не оставили. Изоляция за линией Уоллеса сыграла свою роль в сохранении их генетических признаков — множественное смешивание с местным населением привело к закреплению (интрогрессии) в популяции современных людей около 5 процентов их генов.

Линия, несущая имя Альфреда Рассела Уоллеса, проходит вдоль сильного течения, которое препятствует миграции из Азии в Австралию. Она известна в биологии с середины XIX века как северо-западная граница расселения сумчатых млекопитающих. Преодолеть ее с запада на восток удалось только двум группам плацентарных млекопитающих: людям и грызунам. При этом расселение грызунов ограничено другой линией, линией Лидеккера, проходящей немного восточнее. Область, ограниченная двумя этими линиями, называется Уоллесия. Сумчатые и плацентарные обитают здесь одновременно, при этом многие местные виды нигде больше не встречаются. Заселение Уоллесии связывают с общим понижением уровня океана, произошедшим в результате массового оледенения в плейстоцене.

Существование денисовцев, вида человека, существовавшего наряду с неандертальцами и людьми современного типа около 40 тысяч лет назад, стало известно благодаря находкам в пещере Денисовой на Алтае. В 2010 году ученым удалось прочитать фрагменты ДНК денисовского человека. Полный геном был секвенирован в 2012 году. К настоящему моменту обнаружены фрагменты костей пяти разных представителей вида.

Перед парадом вермахта и Красной армии в Бресте