Ученые разобрались с геномом денисовского человека

Денисова пещера. Фото с сайта turistka.ru

Ученые впервые секвенировали геном денисовского человека (названного так в честь Денисовой пещеры, где были обнаружены останки этого вида). Статья ученых появилась в Science, а ее краткое изложение приводится в ScienceNOW.

Основную трудность при секвенировании составляло то, что древняя ДНК слишком фрагментирована. Более того, при извлечении двойная цепочка стремится распасться на две одинарные. В рамках новой работы ученые предложили метод расшифровки, при котором можно брать "половинку" спирали. В результате точность расшифровки выросла на несколько порядков. Как следствие, ученые прошли 99,9 процента ДНК как минимум один раз и 92 процента как минимум 20 раз (это считается пороговым значением, с которого фрагмент можно считать расшифрованным).

Примечательно, что работы проводились с материалом, извлеченным из нескольких зубов и фрагмента мизинца ребенка (девочки) - это весь материал, имеющийся на настоящий момент у ученых. На основе только этих нескольких фрагментов в 2008 году группа исследователей во главе со шведом Сванте Паабо описала новый вид людей (латинского названия денисовским людям пока не присвоено). По словам исследователей, несмотря на скудность биологического материала, им известно про денисовского человека больше, чем, например, про неандертальцев.

В результате анализа полученных данных палеобиологи определили многие интересные особенности денисовских людей. Так, они ответвились от современного Homo Sapiens в период с 700 тысяч до 170 тысяч лет назад. Смерть самой девочки (которая оказалась смуглой кареглазой брюнеткой), которой принадлежали останки, наступила примерно 80 тысяч лет назад. Кроме этого ученые подтвердили собственное открытие 2010 года - денисовский человек оставил свой генетический след (около 3 процентов) в меланезийцах.

Ученые говорят, что сравнение генома трех видов людей - современного, неандертальцев и денисовского - позволило установить, что геном азиатов содержит больше неандертальских фрагментов, нежели ДНК европейцев. Этот результат представляется неожиданным, поскольку большинство останков Homo neanderthalensis находят именно в Европе. Ученые говорят, что в ближайшие десятилетия им, скорее всего, удастся провести тщательный сравнительный анализ геномов всех трех видов.

Корейская проститутка в национальном костюме во время акции протеста против полицейских рейдов на бордели Интим предлагать