Ученые объяснили движение «пальцев» солнечной плазмы

Корональный выброс 7 июня 2011 года. Кадр из видео

Плазма, падающая на поверхность Солнца после корональных выбросов, ведет себя подобно веществу сверхновых, находящемуся в сильном магнитном поле. Об этом говорится в работе астрофизиков из Японии, Венгрии, Франции, Великобритании и Германии, которая опубликована в журнале The Astrophysical Journal. Кратко о ней можно прочитать на сайте Университетского Колледжа в Лондоне.

Предметом исследования физиков стал крупнейший известный корональный выброс, который произошел 7 июня 2011 года. Он был зафиксирован при разных длинах волн с помощью Обсерватории солнечной динамики (SDO) NASA. Дополнительные данные были получены с помощью солнечных спутников STEREO.

На снятом SDO видео можно заметить, что материал звезды начал падать на ее поверхность в виде капель или ветвящихся «пальцев». Это является следствием так называемой неустойчивости Рэлея — Тейлора. Подобная неустойчивость характерна для поведения, например, более плотной жидкости, находящейся на жидкости с меньшей плотностью. Кроме того, такое же поведение астрофизики наблюдали в случае Крабовидной туманности, в которой также можно различить многочисленные ветвящиеся «пальцы».

При этом, поведение вещества Крабовидной туманности существенно отличается тем, что ее вещество двигается в условиях сильного магнитного поля. Это делает «пальцы» существенно толще, чем они были бы без него. По словам авторов, проведенное ими моделирование говорит о том, что это отличие характерно и для солнечной плазмы.

Корональные выбросы существенно отличаются от солнечных вспышек тем, что в них происходит ускорение большого количества вещества, в то время как в ходе солнечных вспышек энергия выделяется в основном в виде возмущения магнитного поля.

00:06 14 августа 2016