В молодой звездной системе впервые обнаружен ветер

Звезда AS 205 N и ее компаньон

Астрофизики из США и Чили впервые обнаружили в формирующейся планетной системе признаки звездного ветра. Результаты своих исследований авторы опубликовали в форме препринта на arXiv.org и статьи в Astrophysical Journal. Кратко с ними можно ознакомиться на сайте NRAO.

Ученые исследовали пару связанных звезд типа Т Тельца, расположенных в созвездии Змееносца на расстоянии около 407 световых лет от Земли. Наблюдения за движением AS 205 S и AS 205 N позволили ученым прийти к выводу, что в окружающих объекты протопланетных дисках действуют звездные ветры.

К таким результатам астрофизики пришли в результате инфракрасной спектроскопии с использованием обсерватории ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) в Чили. Специалисты изучили спектры угарного газа и наблюдали отклонения в движении звезд от стандартных законов Кеплера.

Такие отличия, учитывая молодой возраст звезд, исследователи объяснили действием звездного ветра. В качестве другого объяснения отклонений в движении светил ученые приводят приливное взаимодействие AS 205 S и AS 205 N друг с другом.

Звезды типа Т Тельца невидимы в оптическом, но наблюдаемы в инфракрасном и миллиметровом диапазонах. Такие объекты являются очень молодыми: они еще не относятся к главной последовательности (к которой принадлежит Солнце).

Масса звезд типа Т Тельца не превышает двух солнечных, а температура внутри них недостаточна для протекания термоядерных реакций. Такие объекты окружены молекулярными облаками, в которые поступает в виде звездного ветра вещество из звезды. Солнце примерно 4,5 миллиарда лет назад также было звездой типа Т Тельца.

Материя в протопланетных дисках идет на формирование твердых и газовых планет. Через несколько миллионов лет после рассеивания молекулярного облака в протопланеты в родительской звезде начнутся термоядерные реакции и система станет похожей на стандартную планетную.

Звездный ветер, как считается, играет важную роль в формировании газовых гигантов, а также оказывает значительное влияние на распределение масс и динамику в протопланетном диске. Ранее ученые напрямую никогда не регистрировали звездный ветер.

Новое исследование астрономов можно считать одним из первых таких наблюдений. Однако ученые до сих пор не поняли, увидели они звездный ветер или результат взаимодействия пары звезд. Поэтому специалисты продолжат поиск новых звезд типа Т Тельца, чтобы уточнить наблюдаемые закономерности в системе с AS 205 S и AS 205 N.

Палач всея Руси