Глобальная опасность неуязвимых к антибиотикам микробов подтвердилась

Грамотрицательные бактерии Pseudomonas aeruginosa

Бактерии с геном, обеспечивающим устойчивость к «антибиотикам последней надежды», нашли на территории Дании и Китая. Теперь ученые в срочном порядке ищут данные микроорганизмы в других странах. Об этом сообщает New Scientist.

Новое открытие означает, что грамотрицательные бактерии (частый возбудитель заражений крови, мочеполовой и пищеварительных систем человека) могут стать полностью неуязвимыми к антибиотикам (все необходимые для этого гены уже доступны).

Об открытии гена mcr-1, отвечающего за устойчивость к колистину — антибиотику из класса полимиксинов, которые считаются антибиотиками последнего поколения (их применяют, когда другие классы препаратов уже не способны уничтожить опасные микроорганизмы), китайские ученые сообщили в ноябре 2015 года. Новый ген тогда нашли в 15 процентах проб мяса и у 21 процента животных, чью кровь взяли на анализ в 2011-2014 годах на территории южного Китая.

Прочитав статью китайских микробиологов, Франк Ареструп (Frank Aarestrup) из Датского технического университета немедленно начал искать ген в базе данных бактериальной ДНК, собранной в Дании в те же годы. Соответствующую последовательность ученый обнаружил у одного человека (который подхватил инфекцию через кровь в 2015 году) и в пяти пробах мяса птицы, импортированного из Германии в 2012-2014 годах. Более того, все эти бактерии обладали генами, обеспечивающими защиту от других антибиотиков, в том числе пенициллина и цефалоспоринов.

Ареструп также выяснил, что китайские и датские гены mcr-1 идентичны, то есть возникли не независимо друг от друга. Это говорит о китайском происхождении: видимо, ген возник в организме свиней и кур, которым местные фермеры в больших количествах скармливали колистин для стимулирования их роста. Львиная доля от 12 тысяч тонн колистина, который дают животным, приходится на Китай. В Европе это запрещено, причем первой запрет ввела именно Дания.

Сейчас к проверкам подключились и американские организации. Однако больше всего обнаружить mcr-1 опасаются в Индии, где крайне слабо контролируется использование антибиотиков и уже зародилось немало устойчивых к ним штаммов бактерий.

Парное выступление