Ученые предупредили об эпидемии устойчивого к антибиотикам брюшного тифа

Ученые обнаружили распространение эпидемии брюшного тифа в Африке и Азии. Новый штамм возбудителя инфекции (H58) обладает резистентностью к большинству антибиотиков и в последние годы активно вытесняет другие разновидности бактерии, которые врачи ранее научились сдерживать. Результаты исследования представлены в журнале Nature Genetics. Коротко о нем сообщает The Guardian.

Международный коллектив исследователей провел анализ ДНК 1832 образцов бактерий-возбудителей брюшного тифа, взятые в десятках стран Азии и Африки. Оказалось, что почти половина микроорганизмов принадлежит к H58 — устойчивому к воздействию антибиотиков штамму.

«Больше всего поражает, что брюшной тиф раньше считался азиатской болезнью. Легкость его распространения в Африке перевернула с ног на голову эпидемиологию. Теперь это чудовище может попасть в новые районы, и оно обладает преимуществами, так как антибиотики уничтожили большинство его конкурентов», — заявил соавтор исследования Гордон Дуган (Gordon Dougan).

Вызывает брюшной тиф бактерия Salmonella typhi. Эта болезнь поражает около 22 миллионов человек ежегодно, и примерно 200 тысяч из них умирает. Патогенные бактерии распространяются через воду и пищу, а также мочу и фекалии зараженных индивидов. От брюшного тифа разработаны вакцины, но большой популярности они не получили — жителей развивающихся стран лечат антибиотиками.

Видимо, именно чрезмерное увлечение врачей антибиотиками заставило Salmonella typhi мутировать и получить защиту от этих лекарств. По мере распространения штамм H58 стал неуязвимым не только к классическим препаратам (левомицетин, ампициллин), но и к новейшим ципрофлоксацину и азитромицину. Ученые подозревают, что успеху H58 помогает способность выживать в тканях тех организмов, которые являются переносчиками инфекции, но при этом сами остаются здоровыми.

Ученые выяснили, что H58 возник в Южной Азии около 1985 года, накопил гены устойчивости и начал активно распространяться. Первой африканской страной, куда он попал, стала Кения. По Малави штамм распространился всего из одной больницы и за 15 лет стал основным возбудителем брюшного тифа в республике.

Обнаружен H58 был и в Катманду (Непал). Сейчас ученые ожидают вспышки эпидемии антибиотикоустойчивого брюшного тифа из-за антисанитарии, возникшей в стране после разрушительного землетрясения.

Алгоритм проходимости

Как университетская инновация дошла до автомобильного производства
Зверские пикапы
Пикапы, которые подготовлены для жесточайшего бездорожья
Мещанская прокрастинация
Тест-драйв Toyota LC 200
15 самых продаваемых машин в мире
Самые популярные автомобили 2017 года, и в первой тройке — кроссовер!
Премиальные машины непремиальных брендов