Эволюция коклюша поставила под вопрос эффективность вакцины

Анализ штаммов палочки коклюша, взятых британскими учеными в 2012 году, показал, что элементы бактерии, которых поражают современные вакцины, активно меняются. Исследование на данную тему представлено в журнале Journal of Infectious Diseases, а коротко о нем сообщает BBC News.

В 2012 году в Англии и Уэльсе зарегистрировано около десяти тысяч случаев коклюша — гораздо больше, чем во время последнего пика заражений в 2008 году (900 случаев). Ученые спорят о том, не стал ли этот рост следствием новой вакцины, которые врачи страны начали применять с 2004 года.

Исследователи указывают на то, что новая бесклеточная вакцина (содержащая некоторые белки с поверхности бактерии коклюша) перестает действовать быстрее, чем старая (цельноклеточная) — из-за чего подростки и взрослые лишаются защиты от болезни.

В рамках последнего исследования ученые проанализировали гены, отвечающие за поверхностные белки бактерии коклюша. Выяснилось, что в штаммах 2012 года, белки, против которых работает вакцина, эволюционируют с повышенной скоростью. Это может свидетельствовать об усилении защиты микроба. Сейчас ученые пытаются понять, насколько этот процесс влияет на поведение бактерии в реальном мире (например, на ее вирулентность).

Если перерождение бактерии под влиянием вакцины будет доказано, медики могут рассмотреть вопрос о ее переделке: насколько целесообразно будет добавить в вакцину новые белки или адъюванты (вещества, повышающие иммуногенность антител), или вообще вернуться к старой цельноклеточной версии. Актуальным этот вопрос станет осенью 2015 года: вспышки коклюша носят циклический характер, и тогда будет понятно, увеличивается ли размах эпидемии.

Мило ДжукановичИнтриги Черной Горы