Скрещивание Homo sapiens и неандертальцев сдвинули на десятки тысяч лет назад

Фрагмент кости неандертальца

Палеогенетики из Германии, США, Хорватии и Испании пришли к выводу, что кроманьонцы (древние Homo sapiens) скрещивались с неандертальцами (Homo neanderthalensis) намного раньше, чем считалось ранее. Результаты исследования авторы опубликованы в журнале Nature, а кратко о них сообщает Science News.

Ученые сравнили геномы неандертальцев и денисовского человека (Homo sp. Altai или Homo sapiens ssp. Denisova), останки которых найдены на Алтае, с генетическим материалом 21-й хромосомы двух неандертальцев, обнаруженных в Испании и Хорватии, а также геномами 504 современных африканцев. В геноме последних нет следов неандертальцев, в отличие от европейцев, содержащих до трех процентов генов Homo neanderthalensis.

Палеогенетики показали, что неандертальцы из Алтая скрещивались с Homo sapiens примерно сто тысяч лет назад. Исследованные неандертальцы из Испании и Хорватии, а также денисовский человек из Алтая, с человеком разумным не скрещивался. От кроманьонцев неандертальцы унаследовали гены, связанные с речью и работой печени.

Это может означать, что межвидовое скрещивание между кроманьонцами и неандертальцами произошло на Ближнем Востоке или Алтае не 47-65 тысяч лет назад, как считалось ранее, а намного раньше. Также это указывает на наличие еще одной (более древней) волны миграции человека разумного из Африки, которая произошла более ста тысяч лет назад.

Ранее палеогенетики считали, что человек разумный впервые попал в Европу около 65 тысяч лет назад. Также ученые обнаружили, что кроманьонцы на территории Азии (Китая) оказались не позднее 80-120 тысяч лет назад. К своим выводам ученые пришли, обнаружив в пещере Фуянь в провинции Хунань на юго-востоке Китая 47 зубов по крайней мере 13 людей, принадлежащих человеку разумному.

Путешествие в Аль-Бирмингем