Астрономы нашли «комету» размером с Юпитер

HD 20782

Астрономы из Университета штата Калифорния в Сан-Франциско обнаружили экзопланету с причудливой вытянутой орбитой, которая характерна для комет. С препринтом статьи можно ознакомиться на сайте arXiv.org.

Планета, названная HD 20782, обладает эксцентриситетом орбиты в 0,96 — это значит, что траектория ее движения вокруг звезды представляет собой уплощенный эллипс. Больший эксцентриситет имеют лишь некоторые кометы. Однако HD 20782 сильно отличается от кометы, поскольку по своей массе сравнима с Юпитером.

В самой дальней точке своей орбиты экзопланета удаляется от звезды в 2,5 раза дальше, чем Земля от Солнца. При этом планета периодически подходит к раскаленной поверхности звезды — намного ближе, чем Меркурий к Солнцу. Год на этой планете длится 597 дней.

HD 20782 удалена от Солнечной системы на 117 световых лет. Ее обнаружили с помощью транзитивного метода, который заключается в наблюдении за прохождением планет на фоне диска звезды. Несмотря на большое расстояние, ученым удалось зафиксировать вспышку света, отразившегося от атмосферы экзопланеты во время ее прохождения на близком расстоянии от родительской звезды. Астрономы планируют изучить спектральные характеристики отраженного излучения, чтобы определить состав и структуру атмосферы далекого мира.

Ученые объясняют странную орбиту HD 20782 тем, что первоначально в системе могло быть несколько планет с нестабильными орбитами. В какой-то момент они подошли слишком близко друг к другу, из-за чего одна из них вылетела за пределы системы, в то время как другая приобрела свою вытянутую орбиту.

Ранее астрономы обнаружили экзопланету с самой дальней от звезды орбитой, которая в семь тысяч раз дальше, чем расстояние от Земли до Солнца. Всего по состоянию на 17 марта 2016 года открыто 1988 экзопланет.

00:06 14 августа 2016