НАСА показало видео взрыва сверхновой

Телескоп Kepler

Астрофизики впервые при помощи космического телескопа Kepler, предназначенного для поиска экзопланет, обнаружили взрыв сверхновой звезды класса II (в спектре такого светила присутствуют линии водорода). НАСА представило анимацию события. Исследование опубликовано в Astrophysical Journal, кратко о нем сообщается на сайте агентства.

На анимации показан красный сверхгигант KSN 2011d, который в 500 раз больше и в 20 тысяч раз ярче Солнца. После того, когда в нем закончилось термоядерное топливо, светило разрушилось под действием гравитации. Этот процесс сопровождается образованием плотного ядра (нейтронной звезды) и сбрасыванием в окружающее пространство его оболочки.

Видео: NASA's Ames Research Center / YouTube

Представленная НАСА анимация основана на наблюдениях, проведенных телескопом Kepler в 2011 году. Космическая обсерватория наблюдала взрыв звезды KSN 2011d, расположенной на расстоянии 1,2 миллиарда световых лет от Земли. После взрыва (отмечено пиком на графике) происходит нарастание в течение 14 дней яркости светила (со 130 миллионов до 1 миллиарда раз больше, чем у Солнца). Сама вспышка длится около 20 минут.

Также в 2011 году Kepler обнаружил еще один взрыв сверхновой. Звезда KSN 2011a, расположенная на расстояния 700 миллионов световых лет от Земли, в 300 раз больше Солнца. В первом взрыве, в отличие от второго, вспышке предшествовал резкий всплеск яркости светила. Причиной этого могла быть малая масса KSN 2011a.

Для обнаружения двух событий обсерватория Kepler в течение трех лет отследила 50 триллионов звезд из 500 галактик. НАСА собирается продолжить поиск сверхновых при помощи космического телескопа в рамках K2 — второго этапа миссии Kepler (первый завершился в 2013 году).

Порошок, уходи