Возникновение сельского хозяйства изучили с помощью зубов газелей

Неолитический шумерский серп

Ученые узнали подробности глобальных климатических сдвигов позднего дриаса (12-11 тысяч лет назад) на территории южного Леванта. Считается, что резкое похолодание в тот период заставило древних людей перейти к выращиванию сельскохозяйственных растений (так называемая неолитическая революция). О новых открытиях сообщается в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Исследователи работали с изотопами углерода из зубов газелей, которых убили и съели охотники Натуфийской культуры до и во время позднего дриаса. Останки животных были обнаружены в археологических комплексах (пещеры Хайоним и Хилазон Тахтит, западная Галилея).

Полученные результаты заставляют оспорить распространенное представление о кратковременном возвращении ледникового периода в позднем дриасе (холод и засухи). По словам ученых, в Леванте произошло похолодание, однако осадков выпадало не меньше, чем в предшествующий период (беллингское потепление).

Именно похолодание, особенно во время периода роста растений, заставило местных жителей переместиться в район Иорданской долины (где урожайность диких злаков была выше) и, возможно, перейти к целенаправленному растениеводству.

Самой смелой гипотезой глобального похолодания позднего дриаса считается падение метеорита. Ее в 2013 году представили геологи из США, обнаружившие на территории штата Пенсильвания микроскопические оплавленные шарики, которые могут указывать на произошедшее около 12 тысяч лет назад столкновение с астероидом или кометой.

Посыпали пеплом