Найдена пережившая смерть звезды планета

Астрономы обнаружили обращающуюся вокруг белого карлика планету размером с Юпитер

Фото: Caleb Jones / AP

Международная команда астрономов обнаружила похожую по массе на Юпитер планету, обращающуюся вокруг белого карлика. Это первая известная планета, пережившая смерть родительской звезды без изменения орбиты, отмечают ученые, статья которых опубликована в журнале Nature.

Звезды главной последовательности — такие, как Солнце — в конце своей эволюции вырабатывают весь свой водород в ядре и превращаются в красных гигантов, которые затем сбрасывают свои внешние оболочки и «сжимаются» до труднонаходимых белых карликов. При этом большая часть обращающихся вокруг звезды планет уничтожается.

Исследователи из Австралии, США и Франции с помощью обсерватории Кека на Гавайях методом гравитационного микролинзирования — при котором более близкий объект искажает свет более дальней звезды — смогли найти расположенный в 6,5 тысячах световых лет от Земли, в двух килопарсеках от центра Млечного Пути, планету, на 40 процентов тяжелее Юпитера. Однако поиски родительской звезды показали, что это не звезда главной последовательности и не коричневый карлик — ее свет был недостаточно ярок.

«Мы также смогли исключить возможность того, что это нейтронная звезда или черная дыра. Это означает, что планета обращается вокруг мертвой звезды — белого карлика. Таким образом, мы можем увидеть, на что наша Солнечная система будет похожа после исчезновения Земли», — отмечает один из исследователей, сотрудник Парижского института астрофизики Жан-Филипп Болье. Считается, что газовые гиганты обращаются вокруг белых карликов на расстоянии в пять-шесть астрономических единиц — однако для новооткрытой планеты дистанция составляла 2,8 астрономической единицы.

Несмотря на то, существующие модели эволюции звездных систем показывают, что планеты подобных размеров и подобной орбиты могут пережить смерть своих звезд, ранее доказательства их существования обнаружить не удавалось, подчеркивают астрономы.