Импорт бензина на украинский рынок в январе вырос на 28 процентов, до 116,3 тысячи тонн, по сравнению с тем же периодом прошлого года. Такой результат обеспечили покупки белорусского бензина, которые достигли 102 тысяч тонн (плюс 29 процента), сообщает enkorr.
Узнайте больше в полной версии ➞Закупки по белорусскому направлению начали увеличивать почти все украинские импортеры. У брендов Оkko и Wog поставки выросли на 46 процентов и 47 процентов соответственно.
В феврале тенденция может только усилиться, так как с 7 февраля белорусские власти ввели запрет на железнодорожный транзит нефтепродуктов, химических и минеральных удобрений из Литвы. Такие меры стали ответом на отказ Вильнюса пропускать калийные удобрения в порт Клайпеды, что, в свою очередь, связано с санкциями США против «Беларуськалия».
Глава консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн заметил, что в ближайшее время на рыночную ситуацию запрет влияния не окажет, но стратегически Украина усилит зависимость от импорта нефтепродуктов из России и Белоруссии.
Поводом для таких прогнозов стало сокращение внутреннего производства бензина на Украине на 3 процента за 2021 год, до 1,01 миллиона тонн, и рост закупок из-за рубежа на 16,2 процента, до 1,27 миллиона тонн.
Между тем польская нефтеперерабатывающая компания Orlen, владеющая Мажейкяйским нефтеперерабатывающим заводом в Литве и железнодорожным перегрузочным терминалом на польско-литовской границе в Моцкаве, утверждает, что сможет без проблем перевести транспортные потоки, чтобы бензин на Украину шел через Польшу.
В свою очередь литовские власти пока не готовы оценивать, насколько серьезно Белоруссия намерена исполнять свои угрозы, ведь санкции ограничат ее валютную выручку. А именно проблемы с валютой заставляют Минск настолько нервно реагировать на проблемы с поставками калия на мировые рынки.