Проблемы сети «Вкусно — и точка» после ребрендинга могут быть связаны с типичной болезнью российского бизнеса: качество обслуживания падает после яркого открытия, заявил в разговоре с «Лентой.ру» член совета Гильдии маркетологов Николай Григорьев. Он добавил, что в таком случае перспективы у сети довольно печальные.
Узнайте больше в полной версии ➞Посетительница одного из ресторанов сети быстрого питания «Вкусно — и точка» в Москве пожаловалась, что обнаружила плесень на своем бургере. Также в сети появлялись сообщения о просроченных соусах, отсутствии некоторых ингредиентов в блюдах и о птицах, поедающих булки для бургеров.
«Если все описанное правда, а не происки конкурентов или раздутый хайп, то вынужден констатировать, что мы наблюдаем обычное заболевание российского бизнеса, — считает Григорьев. — Сразу после открытия заведение показывает блеск и красоту, а потом начинает скатываться, менеджмент оказывается неспособен удержать необходимый уровень. Перспективы в таком случае достаточно печальные».
Маркетолог напомнил о проекте бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова по продвижению сети питания, продававшей пирожки. В бренд были вложены огромные деньги, но сегодня никто даже не помнит его названия.
Особенностью сети «Макдоналдс», по мнению Григорьева, является то, что рестораны можно встретить практически в любой точке мира. И в любой стране, вне зависимости от особенностей менталитета и других нюансов, посетителю предложат качественное обслуживание.
«"Макндоналдс" есть и в Африке, и в Индии — в любой культуре с любыми людьми он будет работать как швейцарские часы. Бренд просто приходит в страну, выстраивает механизм, и через какое-то время он начинает крутиться самостоятельно, везде на одном высоком уровне. К сожалению, у нас все иначе», — сказал Григорьев.
Маркетолог объяснил, что проблемы в России начинаются одновременно с необходимостью масштабировать бизнес, который на старте может быть даже самым удачным и перспективным.
Он обратил внимание на то, что «Макдоналдс» в России всегда придерживался самых высоких стандартов качества: весь персонал проходил качественное обучение, работа сети была доведена до автоматизма. Но если теперь качество действительно пошло вниз, значит, речь идет о проблемах в руководстве обновленных ресторанов.
«Дисциплина падает — соответственно, падает и качество. Может, где-то пытаются купить продукты подешевле, может, не проверяют качество поставленных товаров. Это естественным образом будет разлагать любую компанию. В случае, если все эти недоработки не выжгут каленым железом, если акционеры не отреагируют немедленно, печальное будущее сети гарантировано», — предположил Григорьев.
Григорьев объяснил, что падение компании всегда идет по кругу: сначала люди начинают реже ходить в заведение, затем, чтобы удержать прибыль, компания урезает расходы, что, в свою очередь, сказывается на качестве.
«Договариваются, например, с изготовителями котлет о том, чтобы купить мясо похуже, но подешевле. Салаты не свежие, а позавчерашние, со скидкой. Люди начинают заходить еще меньше, а компании снова нужно снижать себестоимость: реже убирать в туалетах, снижать количество сотрудников, заработную плату, что демотивирует персонал. Все это достаточно грустная, скучная и вязкая история», — резюмировал эксперт.
Григорьев также обратил внимание на проблемы маркетинговой и пиар-кампании сети. Он призвал специалистов отрабатывать все негативные истории, появляющиеся в СМИ, и разбираться в причинах происшествий.
«Макдоналдс» объявил об окончательном уходе с российского рынка в мае. Бизнес компании в России выкупил предприниматель из Новокузнецка Александр Говор. Открытие отечественного преемника «Макдоналдса» состоялось 12 июня, сеть переименовали во «Вкусно — и точка».