В конце марта в Италии разразился скандал, который быстро вышел на национальный уровень. Стало известно, что наследница известного рода Малфатти ничего не оставила родным — завещание она переписала на сиделку. Эта история далеко не единственный подобный случай за последнее время. «Лента.ру» рассказывает, как и почему состоятельные люди лишают наследства потомков.
Узнайте больше в полной версии ➞80-летняя Мария Малфатти из города Роверето в провинции Тренто области Трентино-Альто-Адидже покинула этот мир в ноябре. Проводить ее в последний путь собрались многочисленные родственники. Малфатти — старинный и очень уважаемый в городе род. Самым известным его представителем был Валериано Малфатти, который больше 30 лет занимал пост мэра Роверето в конце XIX — начале XX века.
В те времена Трентино-Альто-Адидже входила в состав Австро-Венгрии. Малфатти был не только главой Роверето, но и депутатом парламента в Вене. При этом он являлся сторонником присоединения области к Итальянскому королевству. За это в годы Первой мировой войны Малфатти попал в лагерь. Правда, император Карл I быстро помиловал сепаратиста, и до 1920-го он оставался главой муниципального совета Роверето.
Марию Малфатти итальянские СМИ называют сильной женщиной, которая всю свою жизнь посвятила родному городу, следуя примеру знаменитого прадеда. Она никогда не была замужем и не имела детей. Наследство должно было достаться десяти внучатым племенникам, которые со всей Италии съехались проститься с бабушкой.
Вот только после того, как юристы вскрыли завещание, выяснилось, что внуки не получат ничего. Активы на 5 миллионов евро (499 миллионов рублей) Малфатти переписала на сиделку-албанку, которая ухаживала за ней в последние годы. Речь идет о нескольких банковских счетах, квартирах и историческом здании в центре Роверето.
Мириться с неожиданным «бегством» семейного состояния родственники Марии Малфатти не стали. Они обратились к юристу Луке Федрицци, который устроил проверку завещания и высказал серьезные сомнения, что 80-летняя женщина самостоятельно приняла решение о наследниках.
Пока суд встал на сторону родных усопшей и заморозил ее активы до окончания разбирательств. Впрочем, судя по всему, одинокая пожилая женщина вполне могла совершенно искренне переписать все на единственного человека, который был близок ей в последние годы. Из публикаций в итальянской прессе складывается впечатление, что многочисленные внуки вспомнили о существовании Марии только когда пришло время делить наследство.
В начале марте стало известно об очень похожей истории, о которой вскоре заговорила вся Великобритания. Речь там идет о меньшей сумме, однако страсти кипят вполне итальянские.
Бывший военный Фредерик Уорд-старший после службы занимался монтажными работами и скопил около 500 тысяч фунтов стерлингов (58,4 миллиона рублей). Однако из завещания 91-летнего мужчины в 2020 году выяснилось, что большую часть суммы он оставил двоим младшим детям, Терри Уорду и Сьюзан Уилтшир. При этом Энн Уорд, вдова его старшего сына Фредерика Уорда-младшего, и пять их дочерей получили только по 50 фунтов стерлингов.
После оглашения завещания Энн Уорд затеяла тяжбу с родственниками и потребовала признать завещание недействительным. Женщина заявила, что Терри Уорд и Сьюзан Уилтшир «неправомерно повлияли» на отца, что и вынудило его оставить ее семью с дочерями без денег. Кроме того, свидетели истицы заявили, что Терри Уорд якобы применял физическое насилие к отцу и испытывал «особую ненависть» к одной из племянниц. Энн Уорд также заявила, что решение долгожителя, якобы принятое под давлением, является оскорблением памяти ее мужа.
Однако эти эмоциональные тирады суд не впечатлили. Судья Джеймс Брайтвелл заявил в марте, что для разочарованного пожилого человека было «совершенно разумно» отказать внучкам в наследстве из-за отсутствия общения в последние годы. Он также счел несостоятельными утверждения свидетелей о насилии, якобы примененном Терри Уордом к отцу, так как они основаны на пересказанных им историях неизвестного происхождения.
В декабре 2023-го суд в Китае отказал родственникам покинувшего этот мир миллионера в пересмотре завещания. Когда пришло время узнать последнюю волю Ма из Шанхая, выяснилось, что его состояние в 3,3 миллиона юаней (42,9 миллиона рублей) достанется торговцу фруктами Лю.
У 88-летнего мужчины остались три сестры, но они не получили ни единого фыня, несмотря на то, что жили с ним в одном доме. Выяснилось, что общаться с Ма родственницы не стремились, и единственным его другом и собеседником в последние годы был тот самый Лю, торговавший фруктами на местном рынке.
Торговец фруктами с женой и тремя детьми жил в ветхом доме, и Ма пригласил их переехать к себе. Обитавшие в том же доме сестры ничего не могли с этим поделать, так как мужчина был владельцем недвижимости. Когда однажды Ма упал и потерял сознание дома, именно Лю отвез его в больницу и навещал там. Сестры не пришли ни разу. Тем не менее они были уверены, что дом и состояние нелюбимого брата достанутся им.
Однако, когда в декабре 2021 года Ма не стало, выяснилось, что он переписал завещание в пользу Лю и его семьи. Новый документ был составлен в 2020-м. В нем говорилось, что новый друг пожилого богача стал владельцем всего его состояния и имущества, включая дом. Сестры были обязаны выехать.
Женщины съезжать отказались. Они бросились в суд и стали доказывать, что Ма в последние годы был не в себе, и вообще у него развилась болезнь Альцгеймера, а коварный Лю воспользовался этим и обманул несчастного старика. Однако нотариусы, составлявшие завещание, подтвердили, что Ма был полностью вменяем. Разбирательство продолжалось три года, и в итоге сестры миллионера лишились даже своего жилья.
Одна из самых известных историй противостояния состоятельного человека и его родственников развернулась в 2021 году в США. 94-летняя Беверли Шоттенстайн уходить в иной мир не собиралась, однако еще в середине 2000-х доверила управление семейным состоянием в 80 миллионов долларов (7,3 миллиарда рублей по современному курсу), которое хранилось на счетах в банке JPMorgan, внукам Эвану и Ави.
Однако много лет спустя юристы миллионерши обнаружили, что молодые люди устроили из ее состояния настоящий парк развлечений. Братья работали финансовыми консультантами в банке и стали вкладывать деньги бабушки в рискованные операции на бирже без ее ведома. Многие из этих инвестиций были успешными, только вот проводились они незаконно, а все доходы предприимчивые Эван и Ави забирали себе. Более того, они украли около миллиона долларов с банковской карты бабушки и подделали как минимум один финансовый документ.
В итоге миллионерша провела почти шпионскую операцию. В течение года она следила за незаконной деятельностью Эвана и Ави и собирала информацию. А потом обратилась в суд, потребовала от любимых внуков и JPMorgan 69 миллионов долларов и выиграла. Правда, выплатить непутевых наследников и банк обязали только 19 миллионов.
Семья Шоттенстайнов разделилась. В частности, отец Эвана и Ави просил мать не выносить сор из избы и не наказывать их. На это миллионерша заявила: «Речь шла не о 25 долларах. Это нужно было сделать».