Во время археологических раскопок в Иерусалиме нашли огромный ров, предположительно упомянутый в Библии. По мнению специалистов, в древности он использовался израильскими царями для защиты Храмовой горы и дворца. Директор Управления древностей Израиля отметил, что раскопки в древнем городе не перестают удивлять. Это не единственная находка подобного рода, совершенная израильскими учеными за последнее время.
Узнайте больше в полной версии ➞Остатки гигантского сооружения обнаружили во время раскопок в Иерусалиме. Оно представляло собой ров глубиной не менее 9 метров и шириной 30 метров, разделявший город на две части.
Специалисты полагают, что ров прорыли примерно три тысячи лет назад для защиты Храмовой горы и царского дворца. Его строительство, как заявляют исследователи, требовало выдающихся инженерных навыков и значительных ресурсов, так как изменило естественный рельеф Иерусалима.
Директор Управления древностей Израиля подчеркнул, что раскопки в Иерусалиме «не перестают удивлять».
Профессор Юваль Гадот, руководивший раскопками, полагает, что ров упомянут в Ветхом завете. В частности, он ссылается на библейскую Книгу царств, где говорится о некоем сооружени под названием Милло, которое построил царь Соломон.
Еще один библейский артефакт был найден в так называемой Пещере черепов в Иудейской пустыне. Там израильские археологи нашли небольшой клочок ткани пурпурно-красного цвета. С помощью высокоэффективной жидкостной хроматографии ученые установили, что найденная ткань окрашена кермесом. Этот краситель изготавливают из высушенных дубовых червецов — насекомых с вечнозеленых дубов Средиземноморья.
Красная ткань особенно ценилась в древности, так же как текстиль двух других цветов: синего — обработанного красителем под названием тхелет и пурпурно-фиолетового — обработанного аргаманом. Они были редкими и считались показателем богатства, в частности, использовались в одеяниях священнослужителей. Из красного текстиля делали завесы в легендарном Иерусалимском храме. Кроме того, шерсть этого цвета требовалась при заклании рыжих телиц, согласно ветхозаветному пророчеству, необходимом для пришествия Мессии.
Ткань, обработанная кермесом, описана в Ветхом завете. На иврите название этого красителя производится от слов «пурпурный червь», намекающих на его происхождение. В Синодальном переводе Библии соответствующий цвет называется «червленым».
Примечателен возраст находки — 3800 лет. Это первое свидетельство того, что подобный краситель был известен и использовался в этот период. Прежде считалось, что он получил распространение существенно позже.
Археологи продолжают изучать священные места, которые, кажется, слишком давно известны научному сообществу, чтобы содержать какие-то тайны. Недавно неожиданное открытие сделали в иерусалимском храме Гроба Господня — одной из главных святынь христианства.
Долгое время в одном из его коридоров стояла прислоненная к стене плита, покрытая рисунками и надписями посетителей. Археолог Амит Реем из Управления древностей Израиля и историк Илья Беркович из Австрийской академии наук решили отодвинуть ее и на обратной стороне обнаружили средневековый орнамент.
Благодаря узорам на плите ученым удалось установить, что они нашли переднюю панель алтаря крестоносцев, освященного в 1149 году. Этот артефакт был известен еще в XVI-XVIII веках, о чем свидетельствуют рассказы паломников того времени. После посещения Иерусалима они восхищались неким мраморным алтарем шириной 3,5 метра. Он считался утерянным при пожаре, вспыхнувшем в храме в 1808 году, пока на него не наткнулись Амит Реем и Илья Беркович.
Экспертам также удалось определить, что орнамент на плите выполнен в стиле косматеско. Это искусство мозаики мастеров Древнего Рима, заключающееся в наборе геометрических узоров из мелких кусочков разноцветного камня и мрамора. Его секрет передавался из поколения в поколение.
Австрийская академия наук подчеркнула, что использование косматеско в украшении алтаря должно было быть одобрено Папой Римским, особенно ценившим это искусство. За пределами Рима известно лишь несколько произведений искусства в стиле косматеско, а за пределами Италии — только одно: в Вестминстерском аббатстве. По словам Берковича, то, что Папа отправил в Иерусалим одного из итальянских мастеров, свидетельствует о светских притязаниях христианской церкви на этот город.
Историк предположил, что дальнейшее изучение алтаря прольет свет на связи между Римом и Иерусалимом. Беркович также планирует воспользоваться папскими архивами, чтобы узнать личность мастера, изготовившего орнамент для этой плиты.