Очередное заседание комиссии Минздрава по формированию перечней препаратов ЖНВЛП (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные препараты) состоявшееся 6-7 августа завершилось неожиданно.
Обсуждение стоимости экулизумаба, который применяется при лечении редких заболеваний (пароксизмальной ночной гемоглобинурии, атипичного гемолитико-уремического синдрома, а также для тяжелой миастениии гравис и оптиконейромиелита) получило неожиданный поворот. Фактически вместо комплексного обсуждения плюсов и минусов тех или иных лекарственных средств заседание практически превратилось в ценовой аукцион. Свои предложения по стоимости представляли как международные, так и отечественные фармацевтические компании. Однако в ходе заседания впервые возник прецедент. Фармацевтическая компания «Генериум», которая была приглашена вне основного списка участников, выступила с предложением по радикальному снижению цены на препарат до уровня 111 716,48 рубля за 300 миллиграмм. Это на 136 тысяч рублей ниже предельной зарегистрированной стоимости экулизумаба. Подобное резкое снижение вызвало резонанс в экспертном, пациентском и врачебном сообществе. Экспертам позицию в пользу инноваций отстоять не удалось.
Представители профильного и пациентского сообществ выразили обеспокоенность тем, что более современное лекарство может быть вытеснено с рынка решением комиссии, основанным исключительно на экономическом факторе. Эффект неожиданности, от появления нового участника по мнению наблюдателей, сыграл ключевую роль. При этом, как было заявлено в ходе заседания, приоритетом является не столько экономия, сколько комплексная оценка предложений. В Минздраве экономия бюджета не стоит во главе угла, многократно отмечала модератор комиссии Светлана Семечева в ходе заседания.
«Мы руководствуемся совокупностью факторов», — подчеркнула она.
На данный момент рыночная стоимость экулизумаба остается высокой, и разница между существующей ценой и новой, предложенной компанией «Генериум», составляет более 7 миллионов рублей за курс терапии. Снижение стоимости терапии — это очевидный аргумент, но экспертов смущает тот факт, что цена заявлена пока только на словах, и есть риск, что реальная стоимость за курс терапии окажется выше. Эксперты отметили: сам факт, что экономия бюджета становится чуть ли не единственным фактором, определяющим решение о включении препарата в перечень в корне, меняет установленные правила. Во всероссийском союзе пациентов отмечают «если ключевым критерием включения препаратов в перечни становится бюджетная нагрузка, зачем вообще собирать комиссию?».
Случай с экулизумабом не единственный. Схожая ситуация произошла с препаратом пэгунигалзидаза альфа для лечения болезни Фабри. Комиссия сначала проголосовала за его включение в список ЖНВЛП, однако потом, на основании ценовых возражений одного из участников, приняла решение отложить решение вопроса.
Как заметил один из выступающих на комиссии, «скорость каравана нужно мерить по скорости последнего верблюда». Участники отметили, что экспертное и регулирующее сообщество в этот раз смотрели на «караван» с разных сторон и не до конца понимали, в каком направлении он движется и ради чего на комиссию приглашаются врачи и представители пациентского сообщества.