Случай с аэропортом Домодедово показал необходимость изменения правил изъятия стратегических объектов посредством выработки механизма по устранению их собственниками нарушений закона. Соответствующие заявления главы Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) приводит ТАСС.
Узнайте больше в полной версии ➞Отметив правомерность изъятия стратегических объектов государством при наличии нарушений, представитель российского бизнеса предположил, что процедура исправления нарушений «должна быть прозрачной, заранее известной». «Надо дать возможность исправить эти нарушения, в том числе и заплатив штрафы, и продав даже какому-то правильному собственнику или государству, если оно хочет», — сказал Шохин. Он напомнил, что бывшие собственники столичного аэропорта «вовремя не запросили разрешение правительственной комиссии на владение» в связи с имеющимся в других странах видом на жительство (ВНЖ).
Глава РСПП отметил, что нужно предусмотреть уведомление собственника объекта о нарушениях, давая ему время на исправление ситуации. «Пусть оно даже будет очень коротким, пусть даже месяц, но тем не менее надо соблюсти процедуру, подав обращение в правительственную комиссию», — подчеркнул Шохин, отметив, что наличие возможности исправить ошибки связано со «стабильностью делового оборота».
В начале 2025 года Генпрокуратура подала иск к десяткам структур, связанных с аэропортом Домодедово. В нем говорилось, что одноименная группа компаний попала под иностранный контроль проживающих за рубежом владельцев и их офшорных структур.
В июне подмосковный арбитраж взыскал «ДМЕ Холдинг» в доход государства, а несколько недель назад аэропорт купило на аукционе Шереметьево.
В поданной в январе в Верховный суд кассационной жалобе бывшего бенефициара Домодедово Дмитрия Каменщика утверждается, что срок действия его ВНЖ в Турции и ОАЭ истек в октябре 2023 года, в то время как федеральный закон до мая 2023-го не определял таких граждан как иностранных инвесторов, и, пока ВНЖ в обоих странах был действителен, бизнесмен не осуществлял сделок по установлению контроля над стратегическими обществами. Юристы на фоне этого отмечали, что в таких спорах оценивается, как правило, не формальный статус, а совокупность обстоятельств и фактический контроль, включая прежние корпоративные связи и экономическое влияние.