Мир стоит на пороге глобальных изменений. Критическая ситуация с выбросами углеводородов в атмосферу вынуждает человечество пересаживаться на электрокары как более экологичный транспорт. Масштабный переход отражен в планах ведущих держав: ЕС намерен снизить выбросы до нуля уже к 2050 году, а Китай — к 2060-му. По прогнозу аудиторской компании Deloitte, к 2030 году каждый четвертый купленный автомобиль будет электрическим.
Многочисленные правительственные программы только ускоряют этот переход. Безоговорочный лидер индустрии — Tesla, но ей на пятки уже наступают конкуренты из Китая. В 2021 году в Китае началась очередная пятилетка, уже 14 по счету. В числе прочего страна собирается сконцентрировать силы на направлении новейших автомобильных технологий, которые считает своей сильной стороной. Сложная экологическая ситуация подталкивает Китай развивать электротранспорт быстрее, чем весь остальной мир: КНР лидирует по объему углеводородных выбросов в атмосферу.
Китай активно вкладывается в развитие инфраструктуры и хочет, чтобы к 2025 году четверть машин на дорогах были электрическими. Сейчас китайские бренды еще обкатывают на внутреннем рынке, поэтому пока они не могут похвастать широкой известностью, однако в ближайшем будущем многие из них смогут навязать реальную конкуренцию Tesla. Азиатская экспансия — в галерее «Ленты.ру».
Изображение: Xpeng Motors
В Китае зарегистрировано более 400 компаний по производству электромобилей. Среди самых быстрорастущих — NIO, Li Auto и Xpeng. Именно на них Китайская ассоциация легковых автомобилей (CPCA) возлагает большие надежды и верит, что они будут единственными, кто сможет развить свою продукцию до уровня Tesla. К примеру, электрический кроссовер Xpeng G3 уже начали продавать в Европе, первые несколько сотен машин получила Норвегия. Автомобиль имеет запас хода 451 километр и стоит 41 тысячу долларов (чуть больше 3 миллионов рублей).
Изображение: Nio
На Норвегию засматривается и другой производитель — NIO. Выбор рынка неслучаен: Норвегия стала самой продвинутой страной в плане внедрения электротранспорта. В 2019 году там продали больше электромобилей, чем обычных машин. Флагманский седан ET7 может проехать без подзарядки до тысячи километров и конкурирует с Tesla Model S по емкости батареи и коэффициенту сопротивления. Купить NIO ET7 можно будет в начале 2022 года. Стоимость — около 69 тысяч долларов (примерно 5,1 миллиона рублей).
Изображение: Li Auto Inc.
Несмотря на появление в Китае собственного завода Tesla, конкуренцию американской марке может составить местный Li Auto. Первую модель он показал только в декабре 2019-го, но к концу 2020-го смог продать более 32,5 тысячи электрокаров. Шестиместный электрический внедорожник Li ONE стоит 46,8 тысячи долларов (3,4 миллиона рублей). Компания готова снижать цены для увеличения продаж, но нынешняя цена все равно на 10 тысяч долларов выше Tesla Model S.
Фото: Public Domain / Wikimedia
В основном электромобили в Китае идут на внутренний рынок, и их внешний вид отражает потребности местных жителей: в условиях густонаселенных городов транспорт должен быть компактным. Любовь китайцев к небольшим машинам подтверждает статистика: самым продаваемым электромобилем оказался MINI EV. Машина стоит всего 4,4 тысячи долларов (322,8 тысячи рублей) и может заряжаться от домашней розетки. В зависимости от комплектации на полном заряде она может проехать от 120 до 170 километров.
Фото: Zotye
Еще одна небольшая машина для города — сверхкомпактный заднеприводный Zotye E200. Он чем-то напоминает Smart, емкость батареи мини-электромобиля составляет 24 киловатт-часа, запас хода — 220 километров. Китайские машины производят в Белоруссии (на предприятии «Юнисон»). Они идут на экспорт в страны СНГ, цена автомобиля начитается от 20 тысяч долларов (1,5 миллиона рублей). Большой минус — в машине смогут комфортно уместиться только люди ростом до 180 сантиметров.
Фото: Tomohiro Ohsumi / Getty Images
Серийный выпуск DongFeng E30L для внутреннего китайского рынка начался в 2015-м, электрокар предназначен для езды по городу. Машина оснащена электродвигателем на 22 лошадиные силы, разогнаться может максимально до 80 километров в час. Запас хода — 130 километров, а заряжать ее нужно до восьми часов. Цена — около 20 тысяч долларов (1,5 миллиона рублей).
Фото: Public Domain / Wikimedia
JAC iEV7S по размеру больше, чем DongFeng E30L и Zotye E200. Это одна из немногих нишевых моделей, которую можно купить в России. Без подзарядки хэтчбек может проехать 280 километров, электромотор питается от комплекта батарей на 39 киловатт-часов, зарядка аккумулятора занимает от 1 до 12 часов. Для России JAC iEV7S предлагают в единственной комплектации Luxury с ABS, круиз-контролем и виртуальной приборной панелью. Машины собирают в Казахстане на предприятии «СарыаркаАвтоПром», цена — 2,3 миллиона рублей. Это куда дешевле конкурентов: в России цены на электрокары Jaguar I-Pace и Audi e-tron начинаются от 5,9 миллиона и 6,5 миллиона рублей соответственно, самая дешевая Tesla (Model 3) стоит от 4,6 миллиона рублей.
Фото: Yin Bogu / Xinhua / Globallookpress.com
Guangzhou Automobile Group (GAC) внедряет инновации: она успешно протестировала аккумуляторы для электромобилей на основе графена (вместо самых частых литий-ионных). За счет графена в составе батарей многократно повышается проводимость электронов, что позволяет заряжать аккумулятор сравнительно большими токами без опасения его разрушить. Это может стать толчком к развитию электрического транспорта, ведь для зарядки таких батарей до 85 процентов емкости нужно всего восемь минут. Такие батареи будут ставить на электромобили Aion V, производство которых намечено на 2021 год.
Изображение: BAIC
Среди новинок китайского рынка — электромобиль ArcFox Alpha от госкомпании BAIC. Кроссовер со спортивным дизайном начнет продаваться в первом квартале 2021 года, ориентировочная цена — 40 тысяч долларов (почти 3 миллиона рублей). Мощность двигателя варьируется от 218 до 435 лошадиных сил в зависимости от комплектации. Запас хода тоже разный: 525, 603 или 708 километров без подзарядки. Главная опция седана — интеллектуальная система Alpha-OS, которая умеет распознавать лица.
Фото: BYD
Аналитики считают, что китайские электромобильные компании могут составить серьезную конкуренцию западным аналогам и очень быстро захватить рынок, как сделали японские недорогие модели в 1970-1980-х. В Европу хотят запустить Han EV, созданный китайской BYD. Но пока он продается на внутреннем рынке и только в одной стране за пределами КНР — в Узбекистане. Без подзарядки машина может проехать до 605 километров. В перспективе седан будут продавать и в Европе — по ценам от 47 тысяч долларов (3,59-4,38 миллиона рублей).
Изображение: Geely
Специально для внутреннего рынка и стран Европы разработан концепт Lynk & Co Zero, производители обещают, что на дорогах он появится уже в 2021 году. Пробег на одной зарядке превысит 700 километров, а на разгон до 100 километров в час понадобится около четырех секунд. Серийный выпуск пятидверки должен начаться в середине года, а поставки заказчикам — в четвертом квартале. Цены пока не называют.
Фото: Evergrande
Еще один концепт — седан Hengchi 1, его разработкой занимается конгломерат Evergrande. В планах — создание модельной линейки, куда войдут две крупные легковушки, три кроссовера и один минивэн. Но начать собираются с Hengchi 1, серийное производство начнется во второй половине 2021 года. Основные характеристики и примерная цена пока не раскрываются.
Изображение: Hongqi
На премиум-сегмент претендует «китайский Rolls-Royce» — электрический кроссовер Hongqi E-HS9. Над внешностью E-HS9 работала команда во главе с экс-руководителем дизайна Rolls-Royce Джайлсом Тейлором, который работал над дизайном Rolls-Royce Cullinan. Прежде под маркой Hongqi выпускали только лимузины для китайского правительства и дорогие легковушки. Цена новинки начинается от 80 тысяч долларов (5,8 миллиона рублей). В базовой комплектации кроссовер оснащен двумя электромоторами общей мощностью 436 лошадиных сил, на разгон от нуля до сотни ему нужно меньше пяти секунд.
Изображение: Zhiji Motor
Производством электрокаров занимаются не только профильные китайские компании и гигантские корпорации. Свой седан под названием IM недавно представила Alibaba. В конце 2020-го корпорация запустила стартап по производству электрокаров под названием Zhiji Motor. Информации об IM пока не так много, их созданием займется производитель батарей CATL. В топовой комплектации автомобиль сможет проезжать до тысячи километров на одном заряде. О цене пока не сообщается.