Отсутствие закона об обороте сельхозземель стоило России одной Франции

Дума обсуждает 6 альтернативных законопроектов об обороте сельскохозяйственных земель

Согласно Земельному кодексу, который был подписан президентом Путиным 26 октября 2001 года, оборот сельскохозяйственных земель должен регулироваться не им, а специальным федеральным законом, к обсуждению которого приступила 16 мая Государственная Дума.

Депутаты предполагали рассмотреть сразу семь альтернативных законопроектов. Один из них был внесен в Госдуму российским правительством, остальные - депутатами от фракций СПС, ОВР, групп "Регионы России", "Народный депутат" и Агропромышленной депутатской группы. Однако представитель группы "Народный депутат" Петр Пузановский свой законопроект снял, таким образом, осталось только шесть законопроектов.

Госдума отклонила предложение представителя Агропромышленной депутатской группы Олега Смолина перенести на осень рассмотрение законопроектов об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Предложение о проведении осенью референдума по этому вопросу поддержал спикер Думы Геннадий Селезнев, котоый заявил, что целесообразнее было бы сформировать рабочую группу и с учетом рекомендаций, высказанных по этому вопросу Госсоветом, разработать концепцию единого нового законопроекта, который можно было бы осенью вынести на всенародный референдум.

Фаворитом несомненно считается правительственный законопроект, который был одобрен на заседании президиума Госсовета 19 апреля, специально посвященное этому вопросу. На заседании, в частности, было предложено скорректировать максимальный размер земельного владения в пределах одного района у одного собственника с 35 процентов земли до 20 процентов.

Но пока депутаты обсуждают саму возможность продажи сельхозземель в России, торговля ею уже вовсю ведется в регионах, решивших у себя ускорить развитие событий и принявших местные законы, разрешающие сделки по купле-продаже земли. Так, по данным "Независимой газеты", в Татарстане в 2001 году было осуществлено 17 783 сделки с земельными участками общей площадью 25 тысяч гектаров, но их общая площадь составила всего 721 гектаров. Заключать сделки с более крупными участками до принятия основного федерального закона пока опасаются. В Саратовской области за 3,5 года проведено 453 земельных аукционов, где было продано 1635 участков общей площадью 19,1 тысячи гекторов. Участков для сельскохозяйственного использования продано всего 183. В консолидированный бюджет области было заработано 25 миллионов рублей, из них только 4 миллиона рублей - от продажи сельскохозяйственных земель.

При этом во всех регионах кадастровая стоимость гектара земли, которая оценивается в среднем по России в 11,5 тысячи рублей, резко отличается от ее стоимости, формируемой рынком. Так в Саратовской области кадастровая стоимость земли равна 20 тысяч рублей, а рыночная может составлять всего 300 рублей. При этом по мнению министра сельского хозяйства Алексея Гордеева, стоимость земель сельхозназначения в России составляет от 80 до 100 триллионов долларов. Площадь сельхозземель в России составляет 406 миллионов гектаров, что составляет почти 24 процентов от общего земельного фонда.

Принятие закона о свободном обороте сельхозземель необходимо не только для формирования эффективного собственника, что, как настаивают левые в Думе, может заменить не менее эффективная долгосрочная аренда земли, но и для обеспечения залоговых схем при взятии кредита. Отметим, что принятый в 1998 году федеральный закон "Об ипотеке" впервые запретил использование сельхозземель в качестве залога. Поправки в этот закон, снимающие запрет на залог сельхозземель, пролежав в Госдуме более двух лет, были приняты 5 апреля 2002 года.

Однако Совет Федерации 23 апреля отклонил эти изменения в законе. Сенаторы посчитали, что предлагаемые поправки в закон "не только порождают правовые коллизии, а фактически разрешают залог государственных и муниципальных земель, что будет иметь негативные последствия в обеспечении безопасности страны". Кроме того, Земельным кодексом предусмотрено принятие федерального закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения. Поэтому, по мнению сенаторов, предлагаемые изменения следует вносить после его принятия.

Другим важным моментом при обсуждении закона стало пункт о продаже земли об иностранцам. Оосбенно это касается приграничных районов России, таких как Краснодарский и Приморские края. По мнению президента Путина по вопросу о продаже иностранцам сельхозземель необходим "национальный консенсус". Но проблема заключается не только в этом. Даже если земля будет продаваться только гражданам РФ (а в процессе неизбежных укрупнений хозяйств собственников будет становиться все меньше), рабочую силу для сельхозработ многие предпочтут ввозить из-за рубежа, учитывая "квалификацию" нынешних российских крестьян. Не секрет, что производительность китайских рабочих несравненно выше, чем нынешних колхозников, да и стоить эта рабочая сила будет несравненно дешевле. Подобный опыт уже существует повсюду в России, взять, хотя бы, строительный бизнес в Москве, где неквалифицированный труд представлен в основном гражданами республик СНГ.

Тем не менее, несмотря на все сомнения по вопросу о свободной продаже сельхозземли, двигаться вперед необходимо. Будет ли закон рамочным, или нет, но он необходим для формирования правил игры, которых ждут инвесторы, банкиры, крестьяне. Как заявил президент Путин на заседании Госсовета, "пока мы спорим, кто будет владеть землей, - ее хозяевами становятся сорняки". Ведь только за последние десять лет из сельхозоборота выпало около 18 миллионов гектаров, что равняется всем сельхозземлям Франции.

Другие материалы