Последний раз президент РФ Владимир Путин и президент Белоруссии Александр Лукашенко обещали создать единое государство, при этом даже называя конкретные сроки, в январе 2003 года. Они планировали, что 1 июля 2003-го будет создано совместное российско-белорусское предприятие по транспортировке газа через Республику Беларусь на Запад, а в 2005-ом Лукашенко введет в обращение в своей стране безналичный российский рубль. Затем планировалось политическое объединение и принятие единой Конституции.
Дальше начались разногласия. Минск считал, что объединение должно произойти путем создания наднациональных органов власти. Это позволило бы Лукашенко остаться у власти в качестве главы единого государства. Москве был ближе сценарий, при котором слияние больше походило на поглощении маленькой Белоруссии большой Россией. Кремль также настаивала на создании в Москве единого центра эмиссии рублей, а Минск видел в этом угрозу собственной независимости.
В июле стало ясно, что никакого СП не будет. Российский сценарий его создания таков - покупка "Газпромом" контрольного пакета (51%) акций "Белтрансгаза". Белорусский сценарий - контрольный пакет "Белтрансгаза" не продается, поскольку это "национальное достояние", зато РФ может приобрести 49% "Белтрансгаза", заплатив за них долей в магистральном газопроводе "Ямал-Европа", который является стопроцентной российской собственностью и проходит по территории Белоруссии. В виду принципиальной несовместимости позиций в начале сентября переговоры прервались.
Отказ от газового СП (и по сути, вообще, от слияния РФ и РБ по российскому сценарию - так как позже, в октябре 2003-го Лукашенко заявил, что во вхождении в рублевую зону тоже не видит необходимости) означал повышение цен на газ, продаваемый братской республике. Белоруссия получала его по 30 долларов за тысячу кубометров, в то время как Украина платила нам 50 долларов, а мировые цены составляли 110-120 долларов за тысячу кубометров. Кроме "Газпрома" пресловутое "голубое золото" в Белоруссию поставляли независимые российские компании "Итера" и "Транс Нафта" по 46 долларов 68 центов, но они обеспечивали только 25% потребностей республики. Вдобавок, объем прокачки и сама возможность поставки газа всё равно регулировалось государством, в собственности которого находится и "Газпром", и газопровод.
Предвосхищая повышение цен, 10 сентября 2003 года парламент РБ сделал бюджет страны дефицитным примерно на 17 миллионов долларов. Официальная версия - решение никак не связано с "газовым" конфликтом. Неофициальная - резерв, заложенный в бюджет, поможет подстраховаться в случае, если Россия поднимет цены на газ, а если не поднимет, то высвободившиеся средства пустят на "социалку".
Из-за льгот, предоставляемых Белоруссии, "Газпром" ежегодно терял до 500 миллионов долларов. Газовый транзит через Белоруссию в Польшу, Литву, Германию, Голландию и Великобританию обходился России в 2,5 раза дешевле, чем через Украину, но это все равно не окупало потерь. Поэтому "Газпром" объявил, что с начала 2004 года будет качать в Республику Беларусь газ по цене 50 долларов за тысячу кубометров либо не будет качать вообще. Александр Лукашенко сразу же заявил, что страна потеряет как минимум 120 миллионов долларов, и в бюджете не останется денег на выплату пенсий и зарплат.
Российский президент Путин белорусских бабушек жалеть не стал. После того как 1 января 2004 года "Газпром" прекратил поставки газа, белорусские власти продолжали сохранять спокойствие - "Итера" и "Транс Нафта" все еще поставляли газ, а у "Белтрансгаза" имелся неприкосновенный запас на три недели автономного существования страны. Однако 24 января независимые поставщики тоже перекрыли вентиль, поскольку срок действия их контрактов с Белоруссией истек. "Газпром" рекомендовал Минску продлить договоры с "Итерой" и "Транс Нафтой", Минск - ни в какую. Скоро всем, а не только специалистам, стала ясна причина затягивающихся переговоров РФ и РБ - транзитом через республику российский газ поставлялся в Европу и Калининградскую область, поэтому газ через трубу все равно шел, и ничто не мешало Лукашенко изымать его на собственные нужды.
Комедия продолжалась. 24 января кран вновь был открыт: "Белтрансгаз" продлил контракт с независимыми поставщиками до весны - как сообщалось официально. Однако 12 февраля "Газпром" объявил, что поставки газа в РБ "сокращены на 30%", и в тот же день в очередной раз "полностью прекратил поставки". 13 февраля "Газпром" восстановил поставки, поскольку "Белтрансгаз" таки заплатил независимым (учитывая то, что вентиль находится в руках государства, очень хочется взять это слово в кавычки) поставщикам за 360 миллионов кубометров по новым ценам. Этого газа должно было хватить на шесть дней.
16 февраля Александр Лукашенко изменил условия продажи акций "Белтрансгаза" "Газпрому": если раньше он требовал часть российского газопровода "Ямал-Европа", то теперь предложил расплатиться одним из российских газовых месторождений. Кроме того, президент РБ пригрозил, что Белоруссия расторгнет договоры с Россией, но не пояснил, какие именно. По поводу того, как конфликт отразится на простых белорусах, он сказал: "Страна без топлива не будет, это исключено, и поэтому бояться нечего. Обстановка на переговорах тяжелая, даже не рабочая, а с элементами шантажа. Нам предлагают продать по балансовой стоимости - примерно за 300-400 миллионов долларов - то, что стоит, по оценке международных аудиторов, 5 миллиардов долларов. Мы не настолько богаты, чтобы раскидываться такими средствами. Продать в условиях рыночной экономики по балансовой стоимости другому государству национальное достояние - на это я пойти не могу. Я не могу совершить преступление против собственного народа". К этому моменту Белоруссия уже готова была платить России 41 доллар за тысячу кубометров газа, но ни на 46,68 долларов от "независимых", ни на 50 долларов от "Газпрома" не соглашалась.
Наконец, 18 февраля настал "день Ч": поставки газа были прекращены, "Газпром" обвинил "Белтрансгаз" в воровстве транзитного газа и перекрыл вентиль не виртуально, а реально - газ перестал поступать в белорусские трубы. Однако Польша, Литва и Калининград продолжили получать газ по трубопроводу, проложенному через Украину. Как сообщили официальные лица, европейские потребители "с пониманием отнеслись" к действиям РФ.
Чтобы понять, что значит для России перекрытие белорусского вентиля, приведем такие цифры: ежегодно в Европу через РБ поставляется примерно 12 миллиардов кубометров газа по цене от 110 долларов за тысячу кубометров, а в Белоруссию должно быть поставлено примерно 21,9 миллиардов кубометров по ценам 46,68-50 долларов за тысячу кубометров. Другими словами, экспорт в Европу дал бы приблизительно 1,3 миллиарда долларов в год, а в РБ - 1,1 миллиарда. В тоже время поставки РБ по цене 41 доллар за тысячу кубометров принесли бы около 0,9 миллиарда.
Республика Беларусь, прибегая к дворовой лексике, начала "давить на жалость". Правительство РБ заявило: "Такого беспрецедентного шага, как отключение людям газа зимой при почти 20-градусном морозе, еще не было со времен Великой Отечественной войны… Правительство будет использовать все резервные источники, чтобы в квартирах и социальных учреждениях оставалось тепло". Президент Лукашенко отозвал для консультаций в Минск белорусского посла в РФ Владимира Григорьева и пригрозил: "Теперь наши отношения с Россией надолго будут отравлены газом".
Но все-таки на следующий день, 19 февраля 2004 года Александр Лукашенко пошел на попятный, при этом в очередной раз обвинив Россию в слабости белорусской экономики и в бедствиях белорусских стариков: "Я согласен заключить договор на условиях Путина. Мы соберем необходимые 200 миллионов долларов, заберем их от детей, стариков".
Итак, 19 февраля российская компания "Транс Нафта" и белорусская "Белтрансгаз" подписали соглашение о временном возобновлении поставок российского газа в РБ. Как рассказал генеральный директор "Транс Нафты" Владимир Кондрачук, контракт подписан на 640 миллионов кубометров газа по прежней цене - 46,68 доллара за тысячу кубометров: "Этого количества топлива Белоруссии должно хватить до конца месяца".
Война нервов продолжается, и пока сложно сказать, кто выйдет из нее победителем. С одной стороны, это зависит от того, насколько быстро Россия найдет обходные пути для поставок газа в Европу и Калининград. С другой стороны, Лукашенко может попытаться стать "белорусским Саакашвили" и развернуться в сторону Запада, с которым прежде находился в конфликте. Но судя по тому, что РФ на этот раз гораздо тверже ведет себя в конфликте с Белоруссией, Путин по каким-то неведомым признакам понял - Лукашенко на Западе совсем не ждут.
Предыдущие материалы по теме:
"Газпром" поступил не по-братски [23.01.2004] Белоруссам придется воровать российский газ
Свои люди - сочтемся [15.09.2003] Беларусь перекрыла России нефть, Россия в ответ отключила газ
Белоруссия стала жертвой российско-американской дружбы [27.12.2001] После сближения Москвы с Западом после терактов в США 11 сентября Минск стал для российских верхов не очень удобным партнером