Помощник председателя правительства РФ Владимир Филиппов озвучил свою позицию по поводу Единого государственного экзамена: ЕГЭ должен быть добровольным для выпускников школ, но вузы должны зачислять абитуриентов только по его результатам. Из этого следует, что традиционные испытания, когда абитуриент сдает вступительные экзамены в самом вузе, должны быть отменены. Предложение вызвало споры, но правительство, судя по всему, собирается воплотить идею Филиппова в жизнь.
Бывший министр образования поделился этим предложением на заседании Российского совета по развитию образования (РОСРО) "Итоги и перспективы ЕГЭ", прошедшем в Высшей школе экономики (ВШЭ). По решению коллегии Министерства образования и науки РФ в 2006-2008 годах, ЕГЭ планируется ввести по всей стране. К этому времени должна завершиться апробация процедуры и технологии экзамена во всех субъектах Российской Федерации.
Дополнительных экзаменов быть не должно.
В 2004 году в эксперименте по введению ЕГЭ приняли участие 65 регионов России, 946 вузов и филиалов, 1536 средних специальных учебных заведений. А всего ЕГЭ в 2004 году сдавало почти миллион человек. На 2005 год, по данным Министерства образования и науки, для участия в эксперименте по введению ЕГЭ поступили заявки от 78 субъектов РФ.
Но прежде чем вводить экзамен в масштабах всей страны, разработчики ЕГЭ должны решить ряд вопросов. Во-первых, необходимо выяснить, будет ли ЕГЭ обязательным для всех учащихся. Также необходимо решить, станет ли он единственной возможной формой вступительных испытаний в вуз. Также до сих пор не выработан механизм проведения единого госэкзамена.
Единый госэкзамен, который является одновременно выпускным в школе и вступительным в вузы, был придуман в Министерстве образования РФ в 2000 году. По идее авторов ЕГЭ, этот экзамен был призван решить множество проблем. Во-первых, снять дополнительную нагрузку со школьников. Во-вторых, позволить родителям сэкономить на репетиторах. Наконец, благодаря ЕГЭ Россия сможет добиться признания своих аттестатов о среднем образовании в Европе.
С самого начала эксперимента наиболее яростными его критиками выступили ректоры столичных ВУЗов. По их мнению, ЕГЭ снизит общий уровень абитуриентов, к тому же ВУЗы не в состоянии будут справиться с наплывом иногородних студентов. Определенная правда в этом есть - федеральные ВУЗы, расположенные в столице и других крупных городах, большим количеством мест в общежитиях для иногородних студентов не располагают. А снимать жилье, например, в Москве, под силу далеко не каждому.
Сторонники ЕГЭ в ответ на жалобы ректоров намекали, что такой отпор введению ЕГЭ, возможно, связан с проблемой коррупции в престижных учебных заведениях. Огромные суммы денег, говорили они, попадают не в официальные бюджеты ВУЗов, а перетекают в карманы репетиторов и далее по цепочке - к руководству институтов и университетов. И единый госэкзамен должен положить этой ситуации предел.
Споры между сторонниками и противниками ЕГЭ постоянно продолжаются. У единого экзамена есть как плюсы, так и минусы. С одной стороны, ЕГЭ вроде бы позволяет выявить степень освоения выпускником образовательного стандарта. Он гораздо более объективен по сравнению с традиционными формами проверки знаний учащихся старших классов.
Но в то же время, как считают многие педагоги, ЕГЭ не может адекватно оценить степень одаренности ученика. К тому же, говорят они, несмотря на всю свою объективность, тестирование не позволяет оценить реальный уровень знаний школьников. Выражается также и опасность, что учителя выпускных классов будут просто "натаскивать" учащихся на сдачу ЕГЭ вместо того, чтобы прививать им полноценные знания.
Предмет изучается не для того, чтобы его удобно было сдавать. Учителя же будут стараться, чтобы дети хорошо сдали тест на выходе, а программа и сам предмет - гори огнем.
ЕГЭ, помимо прочего, показывает уровень обучения в школе. И тут позиция преподавателей разделяется. Все ли ученики должны сдавать ЕГЭ? Одни преподаватели считают, что все. Другие высказывают мнение, что наиболее логичным выглядит вариант, при котором единый госэкзамен будут сдавать только те выпускники, которые хотят получить Государственные именные финансовые обязательства (ГИФО), или образовательные ваучеры. Пока что в Министерстве образования четкой позиции по этому вопросу нет.
До полного введения ЕГЭ необходимо решить еще один вопрос: будут ли засчитывать результаты госэкзамена по непрофильным предметам. Большинство ректоров стоит на позиции, что абитуриент должен иметь возможность получить низкий, но все же проходной балл по ненужной ему дисциплине. А у ВУЗов должна быть возможность проводить дополнительные испытания, например, в случае творческого экзамена.
Но дополнительные испытания - это как раз то, от чего сторонники введения ЕГЭ стараются избавить школьников. И предложенная Филипповым формула проведения госэкзамена делает ЕГЭ единственным пропуском для поступления в высшее учебное заведение. По словам бывшего министра, всем российским вузам придется засчитывать результаты ЕГЭ и отказаться от проведения дополнительных испытаний.
100 баллов за ЕГЭ по математике - недостаточное доказательство того, что выпускник знает предмет настолько хорошо, чтобы учиться на мехмате МГУ.
Это нововведение в первую очередь коснется МГУ, ректор которого Виктор Садовничий известен как один из наиболее рьяных противников ЕГЭ. Он и еще ряд ректоров некоторых престижных ВУЗов считают, что ведущие учебные заведения имеют право предъявлять к своим абитуриентам более высокие требования, нежели остальные.
Ректоры вузов также отстаивают свое право принимать победителей олимпиад. Сейчас Министерство образования и науки рассматривает вопрос об отмене этой льготы, однако руководители образовательных учреждений считают, что олимпиады - единственный способ набрать именно тех абитуриентов, в которых нуждается вуз.
Выпускник школы может решать сам, сдавать или не сдавать ЕГЭ по окончании, но вузы, на мой взгляд, должны зачислять абитуриентов только на основании результатов единого госэкзамена.
По их мнению, если школьник талантлив в области физики и математики, совсем необязательно, что его знания в области русского языка и истории столь же блестящи. Поэтому нужный ВУЗу абитуриент может просто не пройти вступительное испытание. В связи с этим ректоры и выступают против этой поправки.
Филиппов, однако, постоянно подчеркивает, что изначально ЕГЭ создавался для того, чтобы школьникам из отдаленных районов не нужно было приезжать на вступительные экзамены, а дополнительные испытания искажают саму идею экзамена. По его мнению, если при внедрении ЕГЭ станут учитывать пожелания каждого ВУЗа, ничего хорошего из этого не получится.
Проект постановления правительства России о поэтапном введении единого государственного экзамена на территории Российской Федерации будет готов уже к концу ноября 2004 года. К январю 2005 года Минобразования должно разработать проект федерального закона о внесении изменений и дополнений в закон "Об образовании" в части введения ЕГЭ.
И, похоже, что, несмотря на сопротивление противников, ЕГЭ в той или иной форме все-таки уцелеет. Хотя бы потому, что идею ЕГЭ поддерживает президент Путин.
Сергей Карамаев