Только важное и интересное — в нашем Facebook
Новости партнеров

Последнее китайское предупреждение

Пекин ответил погромами на попытки Токио войти в Совет безопасности ООН

В Китае прошли массовые демонстрации, подобных которым не случалось с 1999 года, когда тысячи китайцев вышли на улицы, чтобы выразить свой протест по поводу воздушного удара авиации НАТО по посольству КНР в Югославии. На этот раз возмущение самой населенной страны мира спровоцировала Япония, бомбившая Китай более полувека назад. Правительство КНР воспользовалось удобным случаем вспомнить историю, чтобы доказать необоснованность претензий Японии на повышение своего международного статуса.

Демонстрации в Китае начались 9 апреля, когда организованный на окраине Пекина митинг превратился в массовое шествие в центр города. Толпа забросала японское посольство в Пекине камнями и пластиковыми бутылками с водой, после чего демонстранты направились к резиденции японского посла. По разным оценкам, в выступлениях приняли участие от 10 до 20 тысяч человек. Об их настроении можно судить по надписям на плакатах: "Смерть японским свиньям". На следующий день многотысячные митинги продолжились. По меньшей мере трое японских студентов были избиты разгоряченной толпой.

Формальным поводом для массовых выступлений стало издание нового японского учебника по истории, в котором, по мнению китайцев, представлена искаженная картина событий 1930-1940-х годов прошлого века. Японское правительство, одобрившее выпуск учебника, обвинили в попытках скрыть историческую правду и оправдать преступления японских императорских войск, вторгнувшихся в Китай перед Второй мировой войной. В частности, учебник ничего не рассказывает об уничтожении сотен тысяч китайцев в Нанкине в 1937 году. Еще одна причина для недовольства Китая вытекает из нерешенной территориальной проблемы, аналогичной проблеме Южных Курил в отношениях между Японией и Россией. В учебнике говорится, что Японии принадлежат спорные острова на китайской границе.

Различные интерпретации новейшей истории и территориальные споры неоднократно приводили к обострению отношений Китая с Японией. В 2003 году китайские власти выступили с протестом по поводу посещения премьер-министром Японии Дзюнитиро Коидзуми мемориала "Ясукуни", посвященного японцам, погибшим в годы Второй мировой. Китайцы и корейцы считают "Ясукуни" памятником японскому милитаризму и колониализму, причем для такой точки зрения у них есть все основания: часть мемориала посвящена японскому премьер-министру Хидеки Тодзе, казненному в 1948 году за военные преступления. Наблюдая за Коидзуми, Китай протестовал по дипломатической линии, но массовых антияпонских выступлений не допускал. Это средство, по всей видимости, приберегали для нужного момента.

Политическую подоплеку демонстраций через пару дней после марша на японское посольство разъяснил премьер-министр Китая Вэнь Цзябао. Он призвал Японию сделать серьезные выводы из массовых выступлений китайцев и пересмотреть свою просьбу о вхождении в число постоянных членов Совета безопасности ООН. В прошлом году Япония заметно активизировала попытки добиться расширения состава Совбеза и наконец заручилась поддержкой генерального секретаря ООН Кофи Аннана. В марте 2005 года он заявил, что Совет безопасности нуждается в реформе, поскольку в своем нынешнем виде уже не отражает политические реалии. В качестве одного из государств, которое может получить статус постоянного члена Совбеза, Аннан назвал Японию.

В последнее время о реформе Совета безопасности ООН ходит немало разговоров, причем на самом высоком уровне. Помимо Японии, постоянного членства в Совбезе добиваются Германия, Бразилия и Индия. Эти страны небезосновательно считают Совбез, созданный полвека назад странами-победительницами во Второй мировой войне, устаревшей структурой, которая срочно нуждается в обновлении. Неэффективность работы Совета безопасности наглядно показала война в Ираке: ООН никак не смогла помешать американской администрации начать вторжение.

Претензии Японии выглядят вполне убедительными, особенно если учесть ее выплаты на содержание структур ООН. Токио почти на 20 процентов финансирует деятельность Организации Объединенных Наций, лишь немного уступая США по объему отчислений. Кроме того, Япония активно поддерживает различные международные программы в гуманитарной сфере и участвует в миротворческих операциях. Правительство Коидзуми оказывает помощь в послевоенном восстановлении Ирака и Афганистана, а также играет заметную роль в переговорах по поводу северокорейской ядерной программы.

Рост политического влияния Японии, к которому приведет ее вхождение в число постоянных членов Совета безопасности, не может не беспокоить другие азиатские страны, прежде всего, ближайших соседей Японии. Китайское правительство немедленно отреагировало на выступление Кофи Аннана, заявив, что реформировать ООН в короткие сроки не удастся. Прежде всего, КНР настаивает на том, чтобы решение о расширении Совбеза было единогласно одобрено Генеральной ассамблеей ООН. Трудно представить, насколько этот процесс может затянуться, учитывая, что в Генассамблее представлена 191 страна.

Выход нового японского учебника по истории дал китайскому правительству удобный повод обосновать свою позицию. Как заявил Вэнь Цзябао, Япония не вправе претендовать на более высокий международный статус, предполагающий повышенную ответственность за обеспечение мирового порядка, поскольку не может признать неприглядные факты своей истории. В ответ японское правительство выдвинуло встречные претензии, потребовав объяснений, извинений и компенсаций за ущерб, понесенный Страной восходящего солнца в результате массовых демонстраций. Дальнейшие действия Токио, очевидно, будут зависеть от приоритетов японской внешней политики. Ценой вхождения Японии в Совет безопасности ООН на правах постоянного члена может оказаться глубокий кризис в отношениях с крупнейшим торговым партнером, которым в последнее время стал для нее Китай.

Дмитрий Томилов

Другие материалы