Новости партнеров

1/6 часть суши: Кишинев гонится за Киевом

Lenta.Ru в поисках "оранжевых факторов". Глава 8: Молдавия

Судя по всему, после "оранжевой революции" на Украине молдавские власти решили, что гораздо выгоднее обратить свои взоры к Западу самостоятельно, не дожидаясь, пока это сделает оппозиция. Сейчас в Молдавии нет почти никаких условий для осуществления революционного сценария. Запад такого поворота событий не хочет, а Россия организовать его не может. Да и население вполне довольно "партией власти". 8 глава проекта "1/6 часть суши" посвящена Молдавии.


Общая информация

Территория Молдавии (официальное название - Республика Молдова) занимает 33 845 квадратных километров. Молдавия граничит с Румынией и Украиной. Административно республика разделена на 32 района, 3 муниципальных образования и автономное территориальное образование - Гагаузию. В конституции Молдавии содержится также указание на потенциальную возможность предоставления автономии Приднестровью. Хотя Приднестровье официально считается частью Молдавии, в 1990 году там была провозглашена Приднестровская молдавская республика, которая не подчиняется Кишиневу.

Население Молдавии, по данным проведенной в 2004 году переписи населения, составляет 3,3 миллиона человек. Эта цифра не включает жителей Приднестровья. По данным переписи 1989 года, 64 процента жителей страны считали себя молдаванами, 13 с лишним процентов - украинцами, 13 процентов - русскими. Новые данные об этническом составе Молдавии пока недоступны.

Официальный языком Молдавии является молдавский (практически идентичен румынскому), при этом русский язык считается "языком межэтнического общения". В Гагаузии наряду с молдавским и русским используется также гагаузский язык (диалект турецкого). 98 процентов населения Молдавии исповедуют православие.

Большая часть территории нынешней Молдавии вошла в состав Российской Империи в 1812 году под названием "Бессарабия". В 1918 году Бессарабия стала частью Румынии. Через шесть лет, в 1924 году, в СССР на восточном берегу Днестра была создана Молдавская автономная республика в составе Украинской ССР. В июне 1940 года Советский Союз предъявил Румынии территориальные претензии, касавшиеся Бессарабии и Северной Буковины, после чего туда были введены советские войска и образована Молдавская ССР, объединившая новые территории и Молдавскую АССР. Во время Второй мировой войны Румыния вернула себе Бессарабию, но по итогам войны Бессарабия снова вошла в состав Советского Союза, который перекроил ее границы: северная и южная окраины Бессарабии отошли Украинской ССР, а Молдавская ССР получила территорию нынешнего Приднестровья. 27 августа 1991 года Молдавия отделилась от Советского Союза. Приднестровье же впервые объявило о своем выходе из состава Молдавской республики в 1990 году.

Крупнейшие города Молдавии: Кишинев (столица, около 750 тысяч жителей), Бельцы (около 160 тысяч жителей), Бендеры (около 130 тысяч жителей).

Молдавия входит в состав СНГ, ГУУАМ, Совета Европы, является членом ВТО.

Политическая система: парламентско-президентская республика

С точки зрения Госдепаратмента США и западных организаций, Молдавия, даже при коммунистическом правительстве, остается одной из самых демократических стран на постсоветском пространстве. В 2000 году Молдавия стала парламентской республикой. Каждые четыре года народ Молдавии голосует за кандидатов в депутаты однопалатного парламента, которые претендуют на 101 место. Парламент Молдавии избирает президента (для этого необходим 61 голос), правительство республики также ответственно перед депутатами.

На выборах в молдавский парламент, прошедших в марте 2005 года, 46 процентов получила Партия коммунистов республики Молдова. Таким образом, коммунисты заняли 56 мест в парламенте, которых вполне достаточно для принятия законов. Спикером парламента стал депутат из списка Коммунистической партии Мариан Лупу. 4 апреля президентом Молдавии был переизбран коммунист Владимир Воронин. За него проголосовали не только однопартийцы, но и представители Демократической и Социал-либерально партий. Христианско-демократическая народная партия, первоначально обещавшая бойкотировать президентские выборы, неожиданно также проголосовала за Воронина, и ее лидер Юрие Рошка стал вторым вице-спикером. После выборов президента Василе Тарлев был переназначен премьер-министром Молдавии. Так или иначе, в настоящий момент политическая жизнь Молдавии находится под контролем коммунистов.

У западного сообщества нет серьезных претензий к молдавским властям по части соблюдения прав человека или свободы слова. В стране свободно действуют оппозиционные СМИ. Правда, прошедшее в 2004 году преобразование государственного телевидения в общественное было признано непрозрачным, так как во главе "Телерадио-Молдова" оказались люди, сочувствующие коммунистам. Во время муниципальных выборов 2002 года власти также обвиняли в использовании административного ресурса. Тем не менее, хотя в провинции в большинстве населенных пунктов победили коммунисты, мэром Кишинева стал оппозиционер Серафим Урекян.

Несмотря на относительно высокий уровень развития демократии, перед руководством Молдавии сейчас стоит ряд реформаторских задач, напрямую связанных с программой "Молдавия - Евросоюз: Сокращение пропасти". Речь идет в первую очередь о судебной и административной реформах, реформе силовых ведомств. Кроме этого, не теряют актуальности вопрос о статусе русского языка и проблема Приднестровья. Наконец, ожидается, что в Молдавии будет либерализовано избирательное законодательство. Все это, по идее, должно рано или поздно случиться, так как нынешний президент республики избран в результате союза коммунистов и оппозиционных партий.

Лидер: Владимир Воронин

Владимир Воронин родился 25 мая 1941 года в селе Коржова в Дубоссарском районе.
В 1971 году заочно окончил Всесоюзный институт пищевой промышленности. Начал карьеру в должности заведующего хлебопекарней города Криулень. До 1971 года руководил хлебозаводом, потом перешел на административную работу. В 1985 году стал заведующим отделом Совета Министров МССР. С 1989 по 1990 год, в период, когда Молдавия уже приближалась к обретению независимости, занимал должность министра внутренних дел республики. Затем был отозван в резерв МВД СССР и уехал в Москву.

Еще до распада СССР президентом Молдавии стал коммунист Мирче Снегур, который в начале 1991 года официально сдал партбилет и избрал курс на демократизацию страны и сближение с Западом. Другой влиятельной силой в ранний период существования независимой Молдавии были националисты, агитировавшие за присоединение республики к Румынии. Тем временем члены Коммунистической партии, запрещенной в том же 1991 году, пытались вернуться на политическую арену. В 1993 году бывшие коммунисты выступили с новой программой, которую назвали "социал-демократической" зарегистрировали Партию коммунистов Молдовы. В поисках лидера, который должен был символизировать обновление Компартии, они обратились к Владимиру Воронину, тогда проживавшему в Москве. Воронин был удивлен предложением, но, в конце концов, согласился занять пост сопредседателя оргкомитета ПКРМ. В 1994 году Владимир Воронин возглавил партию.

На протяжении последующих лет коммунисты занимались в первую очередь партстроительством, привлекая на свою сторону жителей самых отдаленных сел Молдавии. В 1998 году партия впервые получила значительную поддержку населения, но настоящий шок молдавские политики пережили в 2001 году, когда ПКРМ досталось 71 место в парламенте. Победа коммунистов объяснялась запредельным обнищанием населения, разочарованного действиями других политических сил, и коррупцией. В соответствии с принятыми в 2000 году поправками к конституции парламент избрал Владимира Воронина президентом.

В тот момент Воронин считался ставленником России. Перед выборами он встречался с Путиным и главой РПЦ Алексием II. Однако даже молдавское население республики не видело в этом ничего плохого. К 2001 году страна задолжала РФ около 400 миллионов долларов, сотрудничество с Румынией не приносило Молдавии никаких выгод, и вопрос о необходимости интеграции с ЕС или, на худой конец, сближения с РФ, стоял очень остро.

Однако, будучи избранным, Воронин не согласился на роль подчиненного РФ "губернатора Молдавии". Он так и не придал русскому языку статуса официального и не вступил в союз России и Белоруссии. Более того, новый президент, даром что коммунист, начал с интересом поглядывать в сторону США и ЕС. А в ноябре 2003 года, когда процесс урегулирования приднестровского конфликта должен был вот-вот успешно завершиться по российскому сценарию, Воронин неожиданно отказался подписывать договор под предлогом необходимости провести дополнительные консультации с ОБСЕ. Предвыборный конфликт 2005 года лишил РФ последней надежды на то, что Воронин может стать "нашим человеком в Кишиневе".

Оппозиция

В молдавском парламенте оппозиция представлена двумя группами. Первая из них - партия "Наша Молдова", составлявшая костяк предвыборного блока "Демократическая Молдова". Главную роль в ней играет так называемая "тройка" - бывший мэр Кишинева Серафим Урекян, бывший премьер-министр (ушедший с этого поста в 2001 году) Думиту Брагиш и бывший спикер парламента Думитру Дьяков. Брагиш и Дьяков, как видно из их послужного списка - люди, которым пришлось в 2001 году уйти на вторые позиции после победы коммунистов. По непрверенным данным, "тройка" обсуждала вопрос о выдвижении в качестве своего лидера экс-президента республики Петра Лучинского. На парламентских выборах 2005 года БДМ получала поддержку от Кремля, и лидеры блока неоднократно ездили в Москву. Однако после того как помощь российских коллег не принесла БДМ победу, блок встал на общие для большинства молдавских политиков антироссийские позиции и сейчас требует выхода Молдавии из СНГ и вывода российского контингента из Приднестровья. Впрочем, на последнем настаивает и сам Воронин.

Вторая оппозиционная сила - Христианско-демократическая народная партия. Эта партия - наследница националистического Народного Фронта, стоявшего в авангарде движения за независимость Молдавии от СССР. В начале 1990-х годов именно Народный Фронт выступил за присоединение республики к Румынии, что в какой-то степени стало катализатором приднестровского конфликта. Сейчас о союзе с Румынией христианские демократы почти не говорят, но до сих пор хотят, чтобы молдавский язык в официальных документах назывался "румынским". После парламентских выборов 2005 года блок заявил о своем намерении бойкотировать выборы президента. Однако после беседы лидера блока Юрия Рошки с президентом Грузии Михаилом Саакашвили партия изменила установку, поддержала Воронина, и в молдавском парламенте сформировалась коалиция коммунистов и националистов, мечтающих о евроинтеграции.

Выборы

Как считает Госдеп США, все выборы, прошедшие в республике с момента обретения ею независимости, были честными и справедливыми, хотя некоторые нарушения (например, оказание местными властями помощи тем или иным кандидатам) все же имели место. Например, если верить ОБСЕ, то на выборах 2005 года местные власти позволяли себе давить на работников государственного сектора, не везде и не всегда им удавалось обеспечить равный доступ всех партий к СМИ, кое-где были допущены неточности в избирательных списках.

Другого мнения о качестве проведенных выборов придерживается часть оппозиции. Например, блок "Демократическая Молдова" утверждает, что в процессе выборов было вброшено как минимум 200 тысяч бюллетеней. Так или иначе, при явке, достигшей 67 процентов, ПКРМ получила немногим более 45 процентов голосов, БДМ - 28,5 процента голосов, а Христианские демократы - чуть более 9 процентов. Другие партии не прошли процентный барьер, который составляет 6 процентов для отдельной партии, 9 процентов - для блока из двух партий, 12 процентов - для блока из трех и более партий.

Победу коммунистов на выборах наблюдатели объясняют развитостью их партийной машины и большей активностью их электората, а также тем, что Владимир Воронин перед выборами успешно разыграл антироссийскую карту. Следующие выборы в республике состоятся в 2010 году. Предполагается, что к этому моменту избирательное законодательство республики станет более либеральным благодаря сотрудничеству Молдавии с Венецианской комиссией Совета Европы.

Экономика

Молдавия является самой бедной страной Европы. На ее территории нет минеральных ресурсов, и она полностью зависит от российских нефти и газа и приднестровского электричества. Отделение Приднестровья, на территории которого были расположены фактически все республиканские индустриальные объекты, сделало Молдавию сельскохозяйственной страной, и главной статьей молдавского экспорта являются вина, фрукты и табак. ВВП Молдавии в 2004 году составил 2,4 миллиарда долларов. Средняя зарплата в Молдавии едва достигает 85 долларов в месяц, и десятки тысяч молдаван ежегодно отправляются на заработки в РФ и ЕС. В 2001 году около 80 процентов жителей республики находились за чертой бедности.

Благодаря приватизации, либерализации цен и другим рыночным реформам, а также сотрудничеству страны с Всемирным банком и МВФ, с 2000 года в республике начался экономический рост (8 процентов в 2004 году), но его явно недостаточно для кардинального изменения ситуации. Развитию экономики способствовала земельная реформа (в стране введена частная собственность на землю), темпы же приватизации индустриальных объектов остаются медленными. Дальнейшее экономическое развитие возможно в случае объединения Молдавии и Приднестровья. Кроме этого, государству необходимо уменьшить административное давление на бизнес.

Молдавская экономика всецело зависит от РФ. И связано это не только с российскими энергоресурсами. На долю РФ пришлось 36% от общей суммы прямых иностранных инвестиций в экономику Молдавии. И хотя речь идет всего о 250 миллионах долларов за десять лет, большую, чем россияне, сумму не решился вложить в эту страну никто. Кроме этого, именно на Россию приходится большая часть молдавского экспорта (39%). Ограничения, наложенные ЕС на импорт сельскохозяйственной продукции, не позволяют Молдавии развернуть масштабную торговлю со странами Европы.

Силовые структуры

Национальная армия Молдавии насчитывает 8500 человек, 209 единиц бронетехники и 205 артиллерийских орудий. Военная структура Молдавии в значительной степени приведена в соответствие с НАТОвскими стандартами (в частности, в соответствии с ними переделаны два военных аэродрома).

Судя по событиям зимы и весны 2005 года, силовые структуры Молдавии не могут похвастаться независимостью от властей. По крайней мере, об этом свидетельствуют такие факты, как депортация российских "политтехнологов" без предъявления им каких-либо обвинений, уголовное дело, заведенное против двух россиянок, приехавших в республику для участия в предвыборной кампании, а ныне обвиняемых в отмывании денег. По сведениям многих источников (например, газеты "Газета"), уголовное дело против советника Анатолия Чубайса Валерия Пасата на самом деле может быть направлено против экс-президента республики Петра Лучинского.

Позиция США и РФ

В настоящий момент в Молдавии сформирован консенсус политических сил, уверенных в необходимости обращения к Западу за помощью в разрешении Приднестровского конфликта. Более того, жители Молдавии могут надеяться на то, что в далеком будущем их страна станет частью Евросоюза. Об откровенно прозападной ориентации республики свидетельствует тот факт, что последний саммит ГУУАМ прошел именно в Кишиневе. Одной и главных тем саммита стала необходимость дальнейшего распространения демократии в странах бывшего СССР. При этом власти Приднестровья небезосновательно полагают, что именно их территория может стать следующим местом действия "оранжевой революции". По крайней мере, именно демократизация Приднестровской республики является первым шагом в озвученном Виктором Ющенко плане разрешения Приднестровского конфликта.

Правда, неясно, что, кроме военных баз, могут США и ЕС предложить Молдавии. К сожалению, у западных политиков нет возможности заставить своих бизнесменов инвестировать значительные средства в экономику республики. Поэтому в ближайшие годы Молдавии вряд ли удастся добиться экономической независимости от РФ. С другой стороны, РФ не может лишить Молдавию энергоносителей и доступа на рынок хотя бы потому, что обязана защищать интересы российских инвесторов. В любом случае, статус Приднестровья и расположенных там российских войск является предметом торга между РФ и ЕС. Как показывает опыт, непризнанную республику могут рано или поздно "уступить" Европе.

Революционные перспективы

В Молдавии нет почти никаких условий для осуществления революционного сценария. Во-первых, пока что действующая власть устраивает западных игроков. Во-вторых, в истории страны пока не было выборов, ознаменовавшихся массовыми фальсификациями и нарушениями законодательства. В-третьих, оппозиция пока что настроена скорее на диалог с властью, чем на призывы к населению выйти на улицы. В четвертых, первый срок правления Воронина ассоциируется у населения с экономическим ростом (сколь бы недостаточным он ни был), и по результатам последних выборов "партия власти" остается народным фаворитом. В пятых, единственная сила, заинтересованная в смене молдавского режима - это Российская Федерация, которая пока не умеет устраивать революций. Многие наблюдатели считают, что именно неуклюжие действия прокремлевских политтехнологов в Молдавии и на Украине заставили население отдать голоса условно "антироссйским" политикам.

Елена Любарская

Другие материалы