Церковь настояла на своем

Синод католических епископов оградил Ватикан от обвинений в безнравственности

Завершившаяся в Ватикане XI Генеральная ассамблея Синода католических епископов стала первым крупным событием понтификата Бенедикта XVI. В связи с этим решения Синода ждали как программу, которой Папа Римский будет руководствоваться в дальнейшем. Особый интерес к съезду прелатов был обусловлен тем, что на повестке дня стоял щекотливый вопрос о целибате священников. Как показали итоги встречи, новый Папа не намерен отклоняться от консервативного курса.

Не без Китая

Трехнедельная сессия Синода с заявленной темой "Евхаристия: источник и вершина жизни и миссия церкви" проходила в Ватикане с 3 по 22 октября. В нем приняли участие 250 иерархов католической церкви из 118 стран. Первоначально Святой престол предполагал, что в списке будут епископы из 119 стран, однако незадолго до начала сессии от участия в ней отказался Китай.

Причем китайская сторона не преминула продемонстрировать Ватикану, что наметившаяся возможность примирения между ними может исчезнуть из-за любой неосторожности. Причиной тому стала нерасторопность Ватикана, не сразу исключившего имена четырех китайских епископов из списка участников сессии Синода, несмотря на то, что Китай ранее отклонил приглашение руководства римско-католической церкви. Не скрывая раздражения, официальные католические организации Китая заявили, что "этот шаг не соответствует первоначальным положительным стремлениям Папы".

Впрочем выпад Китая был единственным инцидентом во время подготовки к встрече прелатов. Больше никаких неожиданностей не произошло, если не считать изменений, которые сам понтифик внес в регламент Синода. Бенедикт XVI ограничил выступления епископов по времени с восьми до шести минут, выделив при этом целый час в конце каждого дня для свободного обсуждения. Как отмечали участники встречи, таким образом Папа стремился превратить сессии Синода из мероприятий с предопределенным результатом в коллегиальный обмен мнениями.

Ответ современности

Синод католических епископов собирается в Ватикане начиная с 1967 года. Этот постоянный консультативный орган при Святом престоле Папа Павел VI учредил в 1965 году по настоянию участников Второго Ватиканского собора, пожелавших сделать встречи для обсуждения насущных проблем церкви как можно более регулярными. В 1969 году было решено, что темы для обсуждения будут предлагать сами прелаты. При этом консультации по поводу будущей ассамблеи начинаются еще до окончания текущей. Организацией встреч и разработкой программы каждой из них занимается консультативный совет Генерального Секретариата Синода.

С 1971 года Синод было решено собирать каждые три года. Это правило удавалось соблюдать до 1990 года, после чего промежутки между собраниями епископов начали различаться. Так, восьмая ассамблея состоялась в 1994 году, девятая - в 1998-м, десятая - в 2001-м, а 11 - в 2005-м. Кроме регулярных собраний проводятся еще и нерегулярные, посвященные срочным проблемам, а также специальные, посвященные проблемам отдельных регионов.

Согласно постановлению папы Павла VI, в первоочередные задачи Синода входит: "обеспечивать тесное взаимодействие между понтификом и епископами по всему миру"; "обеспечивать наличие точной информации по проблемам и ситуациям, касающимся внутренней жизни церкви и деятельности, которую необходимо осуществлять в современном мире"; "принимать решения по поводу существенных вопросов доктрины и курса, выбираемого церковью".

Актуальные вопросы нравственности

Таким образом, фактически Синод был учрежден для того, чтобы Ватикану было легче следить за изменениями, происходящими в современном мире, и действовать в соответствии с ними. Поэтому естественно, что основными темами нынешней сессии стали не только отвлеченные, но и вполне конкретные вопросы. Так, в рамках дискуссии о таинстве евхаристии (причастия) прелаты обсуждали, могут ли допускаться к нему люди, поддерживающие аборты, - в первую очередь речь идет о политиках, - и разведенные, которые вступили в повторный брак, не аннулировав предыдущий в соответствии с церковной процедурой. Этот пункт программы, в свою очередь, отсылал прелатов к проблеме отсутствия интереса к церкви как таковой у значительной части паствы, возникшей именно в результате церковных ограничений в области морали.

Второй актуальной проблемой, которую обсуждали епископы, стал вопрос о том, нужно ли священникам продолжать придерживаться обета безбрачия. Дело в том, что это условие принятия сана многие считают одной из важных причин, из-за которой современная церковь испытывает недостаток в священнослужителях. Споры по поводу отмены целибата идут настолько острые, что Ватикану даже пришлось ограничить доступ журналистов на заседания Синода после того, как неосторожное замечание одного из прелатов позволило прессе заявить о грядущей реформе в этом вопросе.

Кстати, другой причиной оттока желающих надеть сутану называют жесткую позицию церкви по отношению к священникам-гомосексуалистам. И хотя эту тему Синод официально не обсуждал, она все равно оказалась на слуху во время встречи епископов. Незадолго до открытия XI сессии Синода в прессу просочилась информация о том, что разработанный Конгрегацией католического образования документ запретит католикам нетрадиционной ориентации поступать в семинарии и принимать сан священника. Такие перспективы смотрелись не самым лучшим образом на фоне заявлений церковных иерархов о необходимости решить проблему недостатка священников. Может быть именно поэтому уже во время ассамблеи произошла новая утечка, "смягчившая" новые правила. Согласно последним данным, геям все же разрешат становиться священниками. Правда для этого им нужно будет доказать, что они сохраняли целомудрие на протяжении трех лет, и ни словом, ни помыслом не показывать своей склонности к гей-культуре.

Как и ожидалось

Результатом трехнедельной работы Синода стал список из 50 рекомендаций в адрес Папы Римского, одобренных на тайном голосовании. По словам одного из членов Синода, эти рекомендации стали "основательным подтверждением" церковных традиций. Таким образом, надежды тех, кто призывает к реформированию католической церкви, не оправдались.

В рекомендациях прелатов сохранился запрет на брак для католических священников, также они не рекомендовали посвящать в духовный сан женатых мужчин, достаточно добродетельных для служения церкви (так называемых viri probati). Епископы решили обойтись без сенсаций и в другом вопросе. По их мнению, повторно женившиеся католики "не должны быть допущены до причастия". Избежать сей кары со стороны церкви верующие могут только в случае "дружеских", то есть целомудренных отношений с новым супругом. В то же время епископы не стали полностью отлучать от причастия слишком либеральных политиков, чьи убеждения идут вразрез с церковными правилами. Вместо этого прелаты лишь призвали политиков не забывать о "важной социальной ответственности", лежащей на них, и предоставили решать вопрос о степени вины подобных прихожан местным священникам.

В то же время иерархи не считают бесполезной встречу, которая при всем своем масштабе (в Ватикан съехались священники с пяти континентов) всего лишь сохранила status quo в церковных канонах. "Если вам удалось утвердить центральные принципы учения церкви, достигнув абсолютного единодушия в том, что касается природы евхаристии, то это многого стоит, - подчеркнул в завершение сессии австралийский кардинал Джордж Пелл. - И если вы закрепили одно, два или даже три правила, то это тоже что-то значит".

Нельзя сказать, что Синод совсем оставил без внимания проблемы недостатка священников и равнодушия верующих. В обращении к последователям католической веры епископы призвали действующих священников активнее привлекать молодое поколение в церковь, а паству - молиться за увеличение численности духовенства. Таким образом решение насущных проблем прелаты оставили обычным церковным труженикам и Богу.

Екатерина Рогожникова

Мир00:0114 июня
Эрнесто Че Гевара

Красный зверь

Че Гевара убивал детей, насиловал женщин и дико вонял. Романтикой и не пахло