Уходя уходи

Украинский ОПК готовится к испытанию Североатлантическим альянсом

30 ноября министр обороны России Сергей Иванов фактически поставил Украине ультиматум. Он пригрозил свернуть военно-техническое сотрудничество с этой страной в случае, если та вступит в Североатлантический альянс. Заявление более чем громкое. Украина - один из самых ближайших экономических партнеров России, и военно-техническое сотрудничество между двумя государствами традиционно было самым плотным. И вот Иванов пригрозил все это прекратить.

Заявление силового министра, ставшего недавно еще и вице-премьером правительства, демонстрирует скорее слабость России, чем ее власть и силу. И спокойная реакция на него украинского министра обороны Анатолия Гриценко, который просто не заметил ультиматума Иванова, тому лишнее доказательство. Россия вряд ли сможет в один момент отказаться от военно-технического сотрудничества с Украиной, а присоединение этой страны к НАТО как раз осложнит положение российского ОПК.

Намерение Украины присоединиться к НАТО является поводом задуматься о судьбах совместных оборонных проектов и программ. И речь идет не столько о смене военных стандартов (такие процессы как раз помогут российским и украинским оборонным заводам), сколько об экономической интеграции с Западом и жизнеспособности украинского ОПК.

НАТО существует уже более полувека. Производство оружия в странах альянса уже давно хорошо отлажено и структурировано. Украинским компаниям-конкурентам в этой системе вряд ли найдется место. К примеру, после вступления в НАТО военное производство в Чехии и Польше, по разным оценкам, сократилось на 70-80 процентов. Украинский ОПК, разумеется, гораздо более развит, чем чешский или польский, но в нем есть одна особенность - он все еще сильно зависит от России.

Дело в том, что еще во времена СССР в украинском ОПК практически не было создано замкнутых технологических циклов - большинство вооружений производилось с использованием комплектующих из России, Белоруссии и других республик. При этом украинские вооружения, которые производились для Советской армии, в большинстве своем не пригодились для украинской.

Национальная оборонная промышленность в начале 90-х могла обеспечить лишь 20 процентов от потребностей Министерства обороны. В СССР Украина "специализировалась" на производстве современных ракетных комплексов, баллистических ракет, аэрокосмического оборудования, морских судов и кораблей разных классов, танков и бронетранспортеров, электроники, радиолокационных станций и оборудования, транспортных самолетов.

При этом Украина, не имеющая океанских портов, ядерного оружия и собственной автономной космической программы, не нуждается в баллистических ракетах и авианосцах, но зато испытывает нехватку тех же истребителей и бомбардировщиков, выпускавшихся в РСФСР. По некоторым данным, из России на Украину поставляется до 80 процентов комплектующих деталей для продукции национального ОПК.

Москва также во многом зависит от Киева. По данным украинского Центра исследований армии, конверсии и разоружения, в 2004 году объем военного экспорта этой страны составил около 650 миллионов долларов. Из них около 150 миллионов были выручены за счет поставок в Россию.

Большинство оборонных предприятий, заводов и КБ, доставшихся Киеву в наследство от СССР, удалось сохранить во многом за счет поставок в Россию. До сих пор это сотрудничество развивалось, хоть и с отдельными сложностями, но все-таки последовательно. Достаточно перечислить несколько крупных совместных программ, таких как разработка конверсионной ракеты-носителя "Днепр", участие российских компаний в разработке и строительстве самолетов АНТК им. Антонова (включая Ан-124-100). Даже в ключевом для России производстве истребителей Су-30 задействованы украинские предприятия (правда, их число сократилось за несколько лет с 14 до двух). Кроме того, Россия, по крайней мере, до недавнего времени, зависела от Украины в производстве высокотехнологичного оборудования для ракет, где ее зависимость от украинских предприятий еще два-три года назад оценивалась на уровне 40-60 процентов.

Что будет со всеми этими программами, если Украина вступит в НАТО? По мнению экспертов, производство многих видов вооружений, которые в настоящее время Украина строит во многом при помощи России, может быть переориентировано на европейских партнеров. Особенно это касается тех областей, в которых Россия традиционно отстает от Запада. Украинская военная промышленность уже почти 10 лет как ориентируется на экспорт. Разумеется, поставлять технику на европейский рынок Украине вряд ли удастся, но вот сделать продукцию более конкурентоспособной при помощи европейских комплектующих - вполне реально. В этом случае Россия может получить серьезного конкурента, имеющего связи и возможности торговать на рынках, где в настоящее время царит "Рособоронэкспорт".

Те же танки Т-84 производства Харьковского завода имени Малышева. Это предприятие на международных рынках уже вполне успешно конкурирует с российскими танкостроителями из Нижнего Тагила и Омска. После вступления в НАТО (и в особенности в случае вступления в ЕС) Украина, обладающая достаточно развитым оборонно-промышленным комплексом, сможет получать комплектующие из Европы, причем во многом более совершенные, чем их российские аналоги. Разумеется, этот процесс не пройдет безболезненно, но в результате Украина от этого может выиграть больше, чем Россия.

Впрочем, судя по заявлениям представителей украинских властей, в Европе они предпочитают видеть скорее рынок сбыта военной продукции, а не партнера для производства вооружений на экспорт в страны других континентов. "Было бы очень неплохо, если бы НАТО приняло участие в формировании оборонного заказа, то есть загрузило бы простаивающие мощности украинского ВПК", - заявил в конце ноября во время визита в Брюссель министр обороны Украины по вопросам вооружения Владимир Терещенко.

Это заявление вряд ли можно рассматривать всерьез. Министр высказал пожелания, которые, скорее всего, не будут воплощены в жизнь. На Украине это понимают и не ожидают в случае присоединения к НАТО и ЕС наступления "золотого века" для национального ОПК. Тем не менее, надежды на то, что европейские высокотехнологичные системы спасут морально стареющие проекты танков и кораблей, все-таки достаточно сильны.

По мнению украинцев, военно-промышленное сотрудничество с Россией в его нынешней форме также не сулит Украине ничего хорошего. "Украинские предприятия и далее служат производителями комплектующих, в то время как окончательная сборка и продажа вооружений и техники остаются прерогативой России. Большую часть прибыли от такого совместного производства получает также Россия", - считает эксперт по военно-политическим вопросам, доктор политических наук Григорий Перепелица.

"На сегодняшний день... военно-техническое сотрудничество Украины и Российской Федерации практически охватывает только те виды оружия и спецтехники, которые были произведены еще в Советском Союзе... Практически, ни в одной серьезной новой разработке по проектированию, организации производства оружия и спецтехники Украина с Россией не принимает участие, и не по нашей вине. Мы видим много примеров, когда нас Россия просто выталкивает из таких разработок", - утвреждает секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Анатолий Кинах. В перспективе, по мнению экспертов, Россия собирается постепенно оставить своего партнера. Это может произойти, когда Минобороны РФ окончательно переведет армию на новые виды вооружений, созданных в российских оборонных КБ и НИИ.

Насколько объективно оценивают ситуацию украинские эксперты, сказать сложно. Однако украинский ОПК потихоньку отворачивается от России. На самом деле быстротечного развала двусторонних военно-промышленных связей между Украиной и Россией быть не может - слишком глубоко были интегрированы комплексы этих бывших советских республик до 1991 года.

Возможно, Украина действительно собирается подвергнуть свой ОПК тяжелому испытанию европейским рынком вооружений с тем, чтобы те предприятия, которые останутся в живых, стали бы основой будущего военного экспорта. Если это предположение соответствует действительности, то угрозы Сергея Иванова "прекратить военно-техническое сотрудничество" никак не повлияют на стремление Украины вступить в Североатлантический альянс.

Отметим, что само вступление Украины в НАТО также серьезно осложняется присутствием на ее территории российского флота. Согласно двустороннему договору о статусе и условиях пребывания ЧФ в Севастополе от 28 мая 1997 года, флот будет базироваться в этом порту 20 лет - до 2017 года. Нынешние власти не пытаются аннулировать это соглашение, однако присутствие военной базы ЧФ в Крыму все-таки является сильной головной болью для Киева. Во время переговоров, на которых Иванов пообещал прекратить военно-техническое сотрудничество с Украиной, министры обсуждали и этот вопрос. Сергей Иванов пошел на уступки - признал факты некоторых нарушений, допущенных командованием флота, и пообещал эти нарушения прекратить.

Власти республики установили, что командование ЧФ сдает в аренду объекты, которые формально закреплены за флотом временно. Всего украинская правительственная комиссия насчитала 71 участок земли общей площадью 148 гектаров, которые "неправильно используются флотом". Иванов заявил, что "к 1 марта 2006 года субаренды не будет, вопрос будет закрыт".

Однако, несмотря на то, что Россия демонстрирует готовность решать проблемы с флотом, украинские власти все равно недовольны его присутствием. "Ну скажите, как можно объяснить, что на территории нашего государства действуют отделения прокуратуры, суды другого государства? Когда на части, пребывающей на нашей территории, написано: "Территория Российского государства?". Или когда повсюду развеваются российские флаги? Это ненормально", - считает министр иностранных дел Украины Борис Тарасюк.

Эти споры проходят на фоне подготовки Украины к вступлению в НАТО. Во вторник вечером стало известно, что Центральная избирательная комиссия дала согласие на регистрацию инициативных групп по проведению референдума о вступлении страны в Североатлантический альянс. Для проведения референдума необходимо собрать до 1 марта подписи трех миллионов граждан страны из двух третей областей. Если процедура подготовки референдума будет соблюдена, то он может быть проведен в мае-июне 2006 года.

Павел Аксенов

Бывший СССР00:0416 июля

«Вор в законе был чуть ли не в каждом дворе»

Криминальные авторитеты жили в Армении спокойно. Но у новой власти свои правила