Кошки-мышки в Японском море

Иностранные воды становятся убежищем от шторма и ФСБ

С тех пор, как капитан рыболовецкого траулера "Электрон" вступил в противостояние с норвежскими пограничниками, благополучно скрывшись от них в российских территориальных водах, прошло почти два месяца. Однако интерес к происшествиям с российскими судами, вызванный погоней в Баренцевом море, не утихает до сих пор. Впрочем, зачастую его провоцируют своими действиями капитаны этих судов, совершающие малообъяснимые на первый взгляд поступки.

На прицеле у ФСБ

Так, утром 9 декабря в Японском море развернулась погоня несколько иного рода, в ходе которой российские рыбаки пытались скрыться уже не от иностранцев, а от соотечественников. Причем в японских территориальных водах.

Пограничники начали преследовать траулер "Лона" после того, как тот проигнорировал требование остановиться для досмотра. Вместо этого рыболовецкое судно, приписанное к порту Хасан Приморского края и принадлежащее одной из приморских компаний, направилось в территориальные воды Японии.

На помощь патрульному катеру "Палия" вылетел самолет Ан-72 пограничного авиаполка ФСБ РФ. В районе Южных Курил он открыл предупредительный огонь, а затем начал стрелять по носовой части траулера. Однако, несмотря на повреждения, "Лона" успела укрыться в японских водах.

Российские пограничники связались с командованием штаба первого района Управления безопасности на море Японии и попросили помочь задержать судно-нарушитель. Вскоре японские пограничники выдворили траулер из своих территориальных вод. Каким именно способом это было сделано, никто не уточняет.

После этого судно было сразу же задержано российским патрулем. Группа пограничников с российского сторожевого корабля поднялась на траулер и начала досмотр. О его результатах пока ничего не сообщается.

Между тем за последние полтора года траулер "Лона" попадал в сводки новостей как минимум дважды. В апреле 2004-го это рыболовецкое судно было задержано за браконьерство в заливе Петра Великого Японского моря. В трюмах траулера было обнаружено около 8 тонн краба-стригуна опилио, выловленного без соответствующего разрешения. Какое наказание понес капитан и судовладелец, не сообщалось.

В феврале 2005-го траулер "Лона" снова был задержан пограничниками в Японском море. На его борту вместо указанного в разрешении на промысел краба-стригуна красного снова находилось около 8 тонн более ценного краба-стригуна опилио. Более того, как оказалось, в ходе нелегального промысла капитан траулера умышленно искажал промысловую документацию и суточные данные об уловах.

На владельца траулера - промысловую компанию "Каньон" - был наложен штраф в размере 3,5 миллиона рублей, а капитан "Лоны" Владимир Крупинин был оштрафован на 100 тысяч рублей и осужден условно на 1,5 года за превышение служебных полномочий.

Нетрудно предположить, что, если и в этот раз в трюмах рыболовецкого судна найдут свидетельства браконьерства, суд будет менее благосклонен к нарушителю - пункт 3 статьи 256 УК РФ ("Незаконная добыча водных животных и растений") предусматривает штраф до 500 тысяч рублей или лишение свободы на срок до двух лет.

Безусловно, "Лона" не является единственным нарушителем правил ловли в Японском море. Накануне, 8 декабря, в районе Южных Курил за браконьерство были задержаны два других российских рыболовных судна, капитаны которых были оштрафованы. Всего же за месяц сторожевыми кораблями погранслужбы было задержано 29 российских и 5 иностранных судов, нарушавших правила лова рыбы. Однако о том, что какое-либо из этих российских судов пыталось скрыться в японских территориальных водах или было обстреляно с воздуха, не сообщалось.

Штормовая дипломатия

Между тем в другом районе Японского моря, у берегов Северной Кореи, российское судно "Терней" оказался замешано в куда более запутанном инциденте. В ночь на 5 декабря этот теплоход, шедший с грузом автобусов и другой техникой из южнокорейского порта Пусан во Владивосток, попал в сильный шторм. Капитан "Тернея" принял решение укрыться от непогоды, подойдя ближе к берегу, и бросил якорь в территориальных водах КНДР (в районе мыса Мусудан, в нескольких километрах от побережья и в 333 километрах от границы России и Северной Кореи). До утра было предпринято несколько попыток продолжить путь, однако этому препятствовали штормовой ветер и высокие волны.

Наутро к сухогрузу подошел северокорейский пограничный катер, с которого были произведены предупредительные выстрелы в воздух. При этом, как сообщается, попыток установить связь с российским судном не предпринималось. Одновременно попытки экипажа "Тернея" выйти на связь с катером по международным частотам не увенчались успехом.

Через несколько часов на российский теплоход высадилась группа северокорейских пограничников. Изолировать экипаж и опечатывать радиорубку они не стали, однако потребовали, чтобы команда направила "Терней" в ближайший северокорейский порт Кимчак (также известный как Кимчхэк). Моряки, следуя указаниям владельца "Тернея" - приморской судоходной компании "Ардис" - этому приказу не подчинились.

Тем временем на берегу предпринимались активные действия дипломатического характера. Сразу после задержания теплохода судовладелец направил запрос в генеральное консульство КНДР в Находке и получил ответ, свидетельствующий о том, что это ведомство занимается инцидентом. К разрешению ситуации подключились также посольство КНДР в Москве, посольство России в Пхеньяне и пограничное управление в Приморье.

Российские дипломаты в Северной Корее предприняли попытку встретиться с экипажем "Тернея". Власти КНДР заявили на это, что не возражают, однако прежде теплоход должен пройти досмотр и прибыть в порт Кимчак. На судно дипломатов не пустили еще и по той причине, что в тот момент оно находилось в районе, который является закрытой зоной.

Утром 9 декабря "Терней", следуя рекомендациям, полученным судовладельцем от Минтранса и МИДа, все же снялся с якоря и направился в Кимчак. По сообщениям на момент написания заметки, судно уже стоит на рейде в порту и ожидает прибытия российских дипломатов, в присутствии которых пройдет разбирательство инцидента.

Любопытно, что, как утверждают представители компании "Ардис", капитан "Тернея" имел официальное разрешение северокорейских пограничников на вход в территориальные воды КНДР. Подтверждающая это запись якобы имеется в судовом журнале. Российские дипломаты также отмечают, что, согласно международным нормам, судно имело право мирного прохода в северокорейских водах. Несмотря на это, в пограничном ведомстве КНДР российский теплоход считают нарушителем государственной границы.

И, если в случае с траулером "Лона" разбирательства будут недолгими и сугубо внутренними, то в инцидент с теплоходом "Терней" уже вовлечена Северная Корея. Поиски выхода из создавшейся ситуации будут частично вестись на дипломатическом уровне и займут достаточно продолжительное время.

Алексей Гапеев