Планировавшийся почти год фестиваль европейского кино "Золотой ангел", он же - "Санкт-Петербург", придуманный Марком Рудинштейном, не состоится летом 2006 года: его отложили до 2007-го. В нынешнем году петербуржцев может ждать только презентация проекта в октябре.
Место
Марк Рудинштейн, до 2004 года продюсер "Кинотавра", а после этого - владелец собственной компании "Киномарк" и организатор фестиваля "Лики любви", объявил о планах создания нового кинофестиваля в Санкт-Петербурге в июле 2005 года. Двухнедельное мероприятие должно было стать панорамой европейского кино, "альтернативой Берлину и Венеции". Амбиции известного продюсера простирались дальше: он предлагал включить в свой проект летние городские кинопрограммы "Послание человеку" и "Фестиваль фестивалей" (директор последнего, Александр Мамонтов, впрочем, сразу отказался от идеи Рудинштейна).
Проект "Золотого ангела" с самого начала выглядел утопично: на Дворцовой площади предполагалось построить временный городок - со зрительными залами, кафе и прочим. Поскольку принципиальное согласие властей города на фестиваль у Рудинштейна уже было, дело оставалось за малым: убедить директора Эрмитажа в том, что ничего страшного не произойдет, если в разгар туристического сезона на главной городской площади будет происходить многодневное действо.
Дипломатическим путем территориальную проблему фестиваля так и не удалось решить. Михаила Пиотровского, протестовавшего против устройства киногородка перед Зимним дворцом, поддержали многие видные петербуржцы, в том числе режиссер Александр Сокуров. Не склонный к прямому противостоянию Пиотровский попробовал предложить Рудинштейну альтернативный вариант: обустроить временные сооружения во дворах Главного штаба, то есть рядом с Дворцовой площадью, но, в то же время, не на глазах посетителей Эрмитажа. Идея Пиотровского не понравилась не только Рудинштейну, но и петербургским пожарным: они сочли, что в случае опасности люди окажутся заперты в тесном пространстве.
Марк Рудинштейн не перестал искать способы договориться с Пиотровским: он предложил закамуфлировать сооружения киногородка специальной сетью, на которой были бы воспроизведены фасады Генштаба. Директор Эрмитажа, узнав о такой инициативе, пригрозил покинуть оргкомитет фестиваля. К этому времени у каждой из спорящих сторон появилось по влиятельному лоббисту: Рудинштейна поддержала губернатор Петербурга Валентина Матвиенко, а Пиотровского - министр культуры Александр Соколов.
Время и действия
Дата проведения кинофестиваля тоже оказалась предметом дискуссий. Его открытие планировалось на 18 июля, дату, прилегавшую к саммиту "Большой восьмерки" в Петербурге. Также в этом случае "Золотой ангел" следовал бы прямо за Московским международным кинофестивалем (ММКФ). Марк Рудинштейн с самого начала не скрывал, что хочет, чтобы его детище составило конкуренцию старому столичному проекту: "Я считаю, что нужен, наконец, России крупный, интересный фестиваль. Помимо конкурсного показа, определяющее для него - решение культурологических задач".
Никита Михалков, президент ММКФ, как и следовало ожидать, отнесся к проекту Рудинштейна отрицательно. "Авантюра, большая и развесистая... Я убежден, что это не в пользу российскому фестивальному движению", - завил Михалков осенью 2005 года. Тогда же стало известно, что в оргкомитет фестиваля вошел его брат, режиссер Андрей Кончаловский. Впрочем, последний не остался в команде Рудинштейна надолго.
После наступления 2006-го года конфликты в команде Рудинштейна не прекратились и приняли новый оборот. Во-первых, фестиваль поменял название на "Санкт-Петербург", а "Золотым ангелом" стал называться главный его приз. Во-вторых, было принято решение перенести его открытие на 28 июля. В марте выяснилось, что фестиваль станет не европейским, а мировым. Пост его президента занял режиссер Дмитрий Месхиев, заменивший Андрея Кончаловского. Наконец, стало известно имя арт-директора: эту позицию заняла Рената Режинас, советник европейских киношкол, секретарь фонда Совета Европы по производству, дистрибуции и демонстрации европейских кинофильмов. За два месяца Ренате Режинас удалось организовать презентацию фестиваля в Каннах и рассориться с Рудинштейном. Конкурсная программа "Санкт-Петербурга" осталась несформированной.
После ухода Режинас из оргкомитета "Санкт-Петербурга" Марк Рудинштейн признал, что ему не удается собрать нужные средства на организацию фестиваля. К тому же оказалось, что федеральные телеканалы не собираются включать трансляции с "Санкт-Петербурга" в свои сетки.
В результате, тотальное стечение неблагоприятных обстоятельств остановило даже такого упрямого человека, как Марк Рудинштейн. Он заявил, что фестиваль состоится в следующем, 2007-ом году. Каким он будет, если вообще будет, можно только гадать. Понятно одно: за год организовать масштабное киномероприятие, не договорившись сначала со всеми заинтересованными сторонами, - это утопия.