Фокус с раздвоением

С 7 июля в России параллельно существуют две организации, защищающие права муниципальных образований на федеральном уровне

7 июля 2006 года представителями 79 субъектов федерации под патронажем Министерства регионального развития (МРР) была образована новая организация - Единое общероссийское объединение муниципальных образований (Конгресс) или Общероссийский Конгресс муниципальных образований (ОКМО). Президентом ОКМО избран представитель правительства Тюменской области в Совете Федерации Степан Киричук.

Как заявлено в подписанной Киричуком пояснительной записке об образовании этой организации, создание ОКМО - это "один из этапов реализации Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", один из важных этапов реформы местного самоуправления", а также "начало большой совместной работы муниципального сообщества и органов государственной власти".

Вот и славно, скажет сторонний наблюдатель, давно пора. Однако этот наблюдатель, скорее всего, и не подозревает о том, что в России уже на протяжении 8 лет существует организация под практически индентичным названием - Конгресс муниципальных образований (КМО). Она была образована Указом президента РФ Бориса Ельцина от 22 октября 1998 года "в соответствии со статьей 12 Конституции РФ и статьей 10 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", а также в целях обеспечения эффективного взаимодействия федеральных органов государственной власти с объединениями (ассоциациями, союзами) муниципальных образований Российской Федерации". Учредителями КМО являются 43 ассоциации муниципальных образований России, а в президиум этой организации входят главы таких крупных городов страны, как Саратов, Махачкала, Ярославль, Новосибирск, Волгоград, Тольятти, Киров, Ставрополь, Самара, Екатеринбург, Хабаровск, Красноярск, Ростов-на-Дону и других, а также полномочный представитель президента РФ в Дальневосточном федеральном округе Камиль Исхаков.

Причем, интересная деталь, возглавляет КМО все тот же Степан Киричук. То есть этот человек является теперь главой сразу двух организаций - ОКМО и КМО, названия которых отличаются лишь на одну большую букву О. Посмотрим, есть ли отличия в заявленных целях и задачах этих двух организаций и почему в своей пояснительной записке об образовании ОКМО господин Киричук говорит о "начале работы" - может быть, тогда непосвященному наблюдателю станет понятнее, зачем все это затеяно.

Вот как очерчен круг задач КМО на сайте этой организации: "обеспечение эффективной реализации прав граждан на местное самоуправление; координация деятельности муниципальных образований РФ; обеспечение взаимодействия муниципальных образований РФ с федеральными органами государственной власти; обеспечение взаимодействия муниципальных образований РФ с международными организациями органов местного самоуправления; участие в подготовке проектов федерального бюджета, федеральных законов, федеральных программ, иных нормативных актов по вопросам местного самоуправления".

А вот что сказано о полномочиях ОКМО в пояснительной записке, подписанной господином Киричуком: "Речь идет о полномочиях по организации взаимодействия муниципальных образований России, по выражению и защите их общих интересов, по представлению этих интересов в федеральных органах государственной власти, по организации сотрудничества муниципальных образований Российской Федерации с международными организациями".

Что называется, найдите 10 отличий. При этом президент ОКМО подчеркивает в своей записке, что "учрежденная организация обладает принципиально новым статусом по сравнению с ранее существовавшими ассоциациями и союзами муниципальных образований". Причем, как сказано в тексте записки, принципиальная новизна ОКМО заключается в том, что "непосредственно нормами федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления..." эта организация наделена не только правами, но и серьезными полномочиями по решению всех заявленных вопросов. "С момента создания Общероссийского Конгресса муниципальных образований решение всех этих вопросов становится не только правом, но и установленной законом обязанностью вновь созданной организации, " - заявлено в тексте записки.

Выходит, существующий уже восемь лет Конгресс муниципальных образований обладал только правами, но не имел никаких обязанностей перед собственно муниципальными образованиями и государством? Такой постулат вызывает сомнения - стоит взглянуть только на состав президиума КМО, или, например, на солидную программу по представлению интересов местного самоуправления на международном уровне, размещенную на сайте КМО: в частности, в настоящее время Конгресс осуществляет реализацию более 15 долгосрочных двухсторонних проектов с Ассоциациями местных властей Великобритании, Финляндии, Ассоциацией шведских коммун, Федерацией Канадских муниципалитетов и т.д.; в рамках выполнения трехсторонней межправительственной программы Совета Европы – Европейской комиссии – Российской Федерации в области развития местной демократии было проведено более 60 мероприятий в различных муниципальных образованиях РФ и за рубежом; Конгресс представляет интересы российских муниципальных образований во Всемирной организации "Объединенные города и местные власти", обеспечивает участие российских мэров в работе Исполнительного Бюро и Всемирного Совета данной организации, и осуществляет координацию деятельности ее Евроазиатского отделения; Конгресс принимает участие в работе Наблюдательного Комитета ООН по местному самоуправлению и в программе ООН по населенным пунктам UN-HABITAT.

Словом, вполне себе солидная организация, которая под руководством Киричука осуществляла защиту интересов муниципального сообщества на федеральном уровне и представляла интересы местного самоуправления на международном уровне. Зачем же понадобилось создавать двойника этой пока еще живой структуры?

Кстати, как стало известно "Коммерсанту", Федеральная регистрационная служба Минюста в ближайшее время должна одобрить учредительные документы нового объединения. Правда, в руководстве КМО считают, что "это невозможно, пока КМО не самораспустился, так как в названии новой организации также есть слово "конгресс"". Однако в Министерстве регионального развития, курирующем муниципальную реформу, уверены, что проблем с регистрацией нового конгресса не будет. "Зарегистрированные советы муниципальных образований... учредили 7 июля совершенно новую общественную организацию, не имеющую никакого отношения к КМО", – заявил "Коммерсанту" директор департамента федеративных отношений и местного самоуправления МРР Сергей Мирошников.

Формальным поводом к появлению ОКМО может служить тот факт, что согласно новому закону о местном самоуправлении, муниципальные образования должны создать единую структуру, которая станет связующим звеном между 24,5 тысячами муниципалитетов и федеральным центром и получит право представлять Россию в Конгрессе местных и региональных властей Европы. Весной этого года замглавы МРР Михаил Пономарев заявлял, что "в новое объединение будет реорганизован КМО". Однако, на учредительный съезд нового конгресса не был приглашен почти никто из президиума КМО. Кроме того, в президиум ОКМО, в отличие от президиума КМО, вошли преимущественно главы средних городов или муниципальных районов. "Предполагалось, что конгресс будет эволюционировать в новое объединение, – приводит "Коммерсант" слова главы Союза городов Центра и Северо-Запада РФ, мэра Ярославля Виктора Волончунаса. – Но идущий процесс отметает всякую эволюцию. Ассоциации, объединяющие муниципальные образования, помогающие им обмениваться опытом и идти по пути преобразований, оказались вне конгресса".

То есть, в результате получается, что созданная параллельная структура, прибавив к своей аббревиатуре букву О, "легким движением руки" оставила за бортом влиятельных глав богатых городов, которые всегда отстаивали в КМО свои интересы и умело сопротивлялись нападкам со стороны регионов и центра.

Как сообщил Сергей Мирошников, чьи слова приводит "Коммерсант", он ведет переговоры о вхождении в новый конгресс авторитетных мэров, возглавляющих региональные ассоциации градоначальников,– Владимира Городецкого (Новосибирск), Георгия Лиманского (Самара), Аркадия Чернецкого (Екатеринбург) и того же Виктора Волончунаса. Привлечь этих мэров в новое объединение надеется, по его признанию, и Степан Киричук, но на "корпоративных началах" – чтобы работать в отдельных секциях, например медицинской, экологической и т. п. То есть, как отмечает издание, "в качестве "свадебных генералов", которые смогут придать весомости новому объединению, в том числе и в глазах мирового муниципального сообщества". Словом, все сделано для того, чтобы обеспечить полную лояльность нового объединения Кремлю.

"Коммерсант" приводит мнение на этот счет начальника управления по связям с госструктурами Ассоциации городов Сибири и Дальнего Востока Игоря Даровина. Он полагает, что "новый конгресс был создан по приказу сверху" и "поддержит любые идеи власти, в том числе и назначение мэров крупных городов".

Вот ключевое слово в этой истории - назначение мэров крупных городов. Вариант избрания глав городов с населением более 100 тысяч человек городским советом по согласованию с губернатором уже довольно давно витает во властных умах. Против этой идеи категорически выступает Общественная палата (ОП) - так, как сообщал ранее "Коммерсант", в чьем распоряжении оказался предварительный вариант доклада о состоянии местного самоуправления в России, который Общественная палата планирует рассмотреть на пленарном заседании 30 сентября, по мнению главы комиссии ОП Вячеслава Глазычева, эти инициативы "противоречат Конституции и несут в себе подлинную угрозу для развития страны и основ гражданского общества".

Однако, идея о назначении мэров уж очень соблазнительна для власти и так прекрасно встраивается в неуклонно возводимую вертикаль, что отказаться от ее претворения в жизнь, видимо, невозможно. Источники "Коммерсанта" в Белом доме не скрывают, что поспешное создание нового конгресса напрямую связано с октябрьскими выборами в региональные парламенты. "Все организации, имеющие хоть какое-то отношение к власти, будут участвовать во всех грядущих выборах",– признал собеседник газеты. Главная же задача ОКМО, по сведениям из конфиденциальных источников издания, будет состоять именно в лоббировании нужных кандидатур на посты градоначальников. "Президент и его окружение не предполагают проводить выборы там, где есть большие ресурсы. Они никогда не отдадут эти ресурсы на откуп мэрам больших городов", – согласен с этой версией Игорь Даровин.

Алгоритм действий власти неизменен и незатейлив. Знай, клепай себе двойников - и будет тебе счастье. КМО, ОКМО, бесконечный набор общих фраз... Словом, на глазах все еще изумленной общественности провернули все тот же старый фокус - несколько обманных движений, отвлекающих маневров, и вот из рукава вылетает новая колода, в которой все карты крапленые, зато нужной масти. Ловкость рук и никакого мошенничества, господа.

Татьяна Щеглова

Россия00:09Сегодня

«Оно появляется, когда гаснет свет»

Кто и зачем возвращает жизнь в заброшенные российские кинотеатры