Вооруженные люди в масках произвели выемки документов в офисах системных интеграторов "Ланит" и R-Style, а также компании IBM. Сотрудники Следственного комитета МВД искали документы о поставках компьютеров Пенсионному фонду. Сам фонд тоже обыскали, опечатав кабинет председателя ПФР Геннадия Батанова.
Ланит
Утром 6 декабря сотрудников одного из крупнейших российских системных интеграторов, компании "Ланит", не пустили к рабочим местам. В офисе находились вооруженные люди в масках, которые оказались сотрудниками Следственного комитета МВД и бойцами ОМОН.
Они начали обыски в кабинетах сотрудников, проверяя в том числе и личные вещи сотрудников. В 10:30 персонал отпустили с работы, а тех сотрудников "Ланита", которые попали в здание до обыска, временно собрали в актовом зале и в столовой. Их отпустили в полдень.
Между тем проводящие обыск сотрудники правоохранительных органов заявили, что намерены работать в офисе "Ланита" до утра, добавив, что если они найдут то, что ищут, то приостановят деятельность компании.
Глава PR-отдела "Ланита" Константин Васильев заявил, что проверяющих интересовал тендер по осуществлению IT-услуг для Пенсионного фонда. На этом тендере "Ланит" выиграл один лот из пяти.
По результатам проверки, пишет "Время новостей", оперативники изъяли более сотни компьютеров, жесткие диски с программами и финансовые документы. Параллельно с документацией по тендеру проверяющие обнаружили среди сотрудников интегратора тех, кто работает нелегально, нарушая трудовое законодательство РФ.
R-Style
Не миновали обыски и еще одну крупную IT-компанию, R-Style. Позже компания R-Style Softlab, входящая в группу R-Style, выпустила пресс-релиз, который значительно прояснил ситуацию.
Айтишников обыскивал все тот же Cледственный комитет МВД России при поддержке ОМОН, а сам обыск проводился в рамках расследования уголовного дела о поставках компьютерной техники Пенсионному фонду России в 2005 - начале 2006 года.
При этом, как утверждается в пресс-релизе, в Softlab проверяющие пришли по ошибке - компания никогда не занималась поставками техники Пенсионному фонду и не имеет перед ним никаких обязательств.
Действительно, R-Style Softlab не могла иметь таких обязательств - данное подразделение занимается разработкой, внедрением и сопровождением программного, а не аппаратного обеспечения.
В то же время другие компании группы R-Style являлись поставщиками Пенсионного фонда: так, в ноябре 2004 года она поставила для системы персонифицированного учета в региональных отделениях фонда 200 терминальных комплексов. Тогда в тендере принимали участие компании Kraftway, "К-Системс", "Ланит", "Ниеншанц" и "Оптима".
IBM
В 7:30 утра начался обыск и в российском офисе IBM на Краснопресненской набережной. Всех сотрудников отпустили по домам. Помещения заняли около десяти бойцов ОМОН.
Представители американской IBM поспешили заявить о том, что компания "сотрудничает с российскими властями в расследовании, которое ведется в ее отношении в России". При этом они уточнили, что не знают, кто ведет расследование и каких сфер деятельности компании оно касается.
ОМОНовцы вынесли через "черный ход" несколько коробок с документами и к шести вечера обыск в IBM был завершен. Но даже тогда все звонки в IBM перенаправлялись на автоответчик.
По данным "Ведомостей", IBM также принимала участие в поставках компьютерной техники для Пенсионного фонда. Так, в 2005 году фонд закупил 547 серверов IBM iSeries. Среди поставщиков этих серверов числятся "Ланит" и R-Style.
Пенсионный фонд
Похоже, главной целью следователей стал Пенсионный фонд. В кабинетах главы ПФР Геннадия Батанова и его первого заместителя, исполнительного директора фонда Павла Аверина 6 декабря также изъяли документы. По окончании выемки кабинеты опечатали.
Начальник Управления международных отношений и по связям с общественностью фонда Николай Шулепин заявил, что не может уточнить, какого рода документы были изъяты. Цели и задачи обысков ему тоже были неизвестны.
При этом самого Геннадия Батанова на месте не оказалось. Он сначала работал в Госдуме (6 декабря рассматривался бюджет фонда на 2007 год), а затем улетел в командировку в Чечню.
Про "дело Пенсионного фонда" известно немногое. По данным "Коммерсанта", уголовное дело было возбуждено на прошлой неделе по части 4 статьи 159 УК РФ ("Мошенничество, совершенное организованной группой в особо крупном размере"). По данным "Ведомостей", речь идет о статьях 285 ("Превышение полномочий") и 188 ("Контрабанда") Уголовного кодекса. Вероятнее всего, с последней статьей связаны и распространившиеся слухи о том, что обыски проводили...сотрудники таможенной службы.
О какой бы статье УК ни говорилось, суть не меняется. Следователи подозревают чиновников ПФР и менеджеров IT-компаний в поставках по заранее завышенным ценам. Предположительно, разница между реальными и завышенными ценами приходилась на "откаты". Кроме того, по некоторым данным, при поставка использовались "серые" схемы ввоза техники.
Одним из разработчиков и руководителей операции стал следователь особо важным делам СК Павел Зайцев. Для выемок документов были созданы десять групп, которым в семь утра раздали в запечатанном конверте персональные задания. Следователей напутствовали словами "надо наводить в стране порядок", пишет "Коммерсант".
Впрочем, даже такая секретность не помогла милиционерам. Так, сотрудник R-Style написал в форуме Cnews, что начальство узнало о проверке заранее, и не появлялось в офисе весь день. Сотрудник IBM, в свою очередь, меланхолично замечает, что за три года пережил уже 5 или 6 подобных проверок.
C другой стороны, у менеджеров могла быть уважительная причина для неявки на работу. По некоторым данным, в число десяти адресов для производства выемок входили квартиры чиновников Пенсионного фонда и менеджеров IT-компаний.
След Минздрава
В соответствии с законодательством, координацией деятельности Пенсионного фонда занимается Минздравсоцразвития России. Это не первый скандал, связанный с фондами Минздрава.
Так, 17 ноября арестовали практически все руководство подконтрольного ему Фонда обязательного медицинского страхования (ФОМС). Управляющих обвинили в получении взяток и нецелевом использовании бюджетных средств.
Первого декабря московская прокуратура провела выемку документов в Росздраве. Гендиректора ведомства Вячеслава Прохорова и его заместителя Руслана Хасанова обвинили в халатности, приведшей к недостаче 11 миллионов рублей.
По версии "Коммерсанта", обыск в Пенсионном фонде мог быть инициативой главы Минздравсоцразвития Михаила Зурабова. Издание предполагает, что "зачистку" в фонде Зурабов решил провести до Генпрокуратуры, которая арестовала главу ФОМС Андрея Таранова, которого министр хотел, но не успел уволить.
Минздравсоцразвития ситуацию не комментирует.