Только важное и интересное — в нашем Twitter
Новости партнеров

Ракетоносный юбилей

Сорок лет назад в состав флота вошел первый ракетоносец проекта 667А.

Традиция сдавать различные крупные объекты к той или иной знаменательной дате существует в России давно и распространена широко. Коснулась она и кораблестроения - сроки закладки, спуска, сдачи флоту большого числа крупных и не очень кораблей подозрительно тяготеют к красным дням календаря, особенно - юбилейным. Ноябрьские праздники 1967 года не стали исключением.

Количество разнообразных объектов, сдача которых пришлась на ноябрь 1967 года назвать трудно, но среди них выделяются три: головная многоцелевая АПЛ проекта 671, головной многоцелевой ракетоносец проекта 670, вооруженный крылатыми ракетами, и головной ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667А. Все три проекта были исключительно важны, но ввод в строй К-137 - головного РПКСН нового поколения - сыграл наибольшую роль на том этапе ракетно-ядерной гонки, обозначив резкое повышение потенциала морской составляющей стратегических ядерных сил СССР.

Работы по созданию нового ракетоносца стартовали в ЦКБ-18 (ныне ЦКБ "Рубин") в 1958 году. Главным конструктором РПКСН проекта 667 стал Абрам Кассациер. В качестве основного вооружения лодки предполагался ракетный комплекс Д-4 с баллистическими ракетами Р-21, запускаемыми из-под воды. По первоначальному проекту, лодка должна была нести восемь ракет в четырех сдвоенных поворотных пусковых установках, расположенных вне прочного корпуса ПЛ.

Техническая сложность поворотных установок вскоре заставила отказаться от этого проекта, благо к этому времени ракетостроительное КБ имени Макеева разработало малогабаритную баллистическую ракету, размеры которой позволяли устанавливать ее в прочном корпусе лодки вертикально. Размеры шахты новой ракеты, получившей индекс Р-27, были в 2,5 раза меньше чем у Р-21. Комплекс, в составе которого предполагалось использовать новую ракету, получил индекс Д-5.

Новый комплекс позволил усилить вооружение лодки, разместив в прочном корпусе 16 ракетных шахт. Усовершенствованный ракетоносец получил обозначение 667А "Навага". Главным конструктором нового варианта подводного крейсера стал Сергей Ковалев, создатель практически всех будущих отечественных РПКСН.

Головной ракетоносец проекта 667А был заложен 4 ноября 1964 года в Северодвинске. Спуск новой подлодки на воду состоялся в сентябре 1966 года, а ввод в строй - в ноябре 1967. РПКСН, получивший обозначение К-137, значительно отличался от своих предшественников первого поколения. Прежде всего размерами и боевой мощью - предшествующие лодки проекта 658 имели водоизмещение 5300 тонн и были вооружены тремя ракетами надводного старта. Новый ракетоносец, как уже упоминалось, нес 16 ракет подводного старта и имел водоизмещение 11500 тонн.

Проект 667 за счет улучшенной гидродинамики оказался также значительно тише своих предшественников. Он не дотягивал по уровню шумов до своих американских оппонентов, но, возможности новой лодки по уклонению от обнаружения и отрыву от соперника в случае установления контакта значительно выросли, что повысило боевую устойчивость морских стратегических ядерных сил.

Кроме того, новые лодки оказались значительно комфортнее своих предшественников, отличаясь улучшенным дизайном и эргономикой рабочих мест. В ходе испытаний лодка продемонстрировала отличные ходовые качества - скорость в 28,3 узла значительно превысила "контрактный" 25-узловый порог.

Внешне "Наваги" весьма напоминали американские подводные ракетоносцы типа "Джордж Вашингтон", за что их быстро окрестили "Ваньками Вашингтонами". На западе новые РПКСН получили условное обозначение Y-Yankee. В ряде источников встречаются утверждения, что схожесть архитектуры 667А и "Джорджа Вашингтона" объясняется техническим плагиатом. Утверждение представляется несостоятельным ввиду наличия ряда серьезных различий между двумя лодками, главными из которых являются полуторакорпусная и одновальная схема американского ракетоносца, тогда как советский РПКСН имел двойной корпус, два реактора и два гребных вала.

Строительство "Наваг" велось на двух заводах - в Северодвинске и Комсомольске-на-Амуре с 1964 по 1974 год. Всего ВМФ СССР получил тридцать четыре ракетоносца этого проекта. В дальнейшем, на вооружение начали поступать разработанные на основе 667А подлодки проектов 667Б (18 единиц), БД (4 единицы), БДР (14 единиц), БДРМ (7 единиц). В общей сложности проект 667 был размножен в 75 единицах, став самым многочисленным в истории атомного подводного кораблестроения. Сами "Наваги", или как их еще называли, "Азы" ("А"-"Аз" по флотскому сигнальному алфавиту) неоднократно модернизировались. В проекте 667АУ "Налим" Ракетный комплекс Д-5 был заменен на Д-5У, ракеты которого несли разделяющиеся головные части (три БЧ на каждую) и имели увеличенную дальность стрельбы. Одна лодка использовалась для отработки перспективных твердотопливных ракет Р-31 (проект 667 АМ). Выводимые из состава стратегических ядерных сил ракетоносцы переоборудовались в носители крылатых ракет "Гранат" (проект 667АТ), "Метеорит" (667М), носители подводных аппаратов (проект 09774), подводную лабораторию для испытаний перспективных гидроакустических комплексов (проект 09780).

"Наваги" и "Налимы" служили на обоих океанских флотах СССР - Северном и Тихоокеанском. Они несли боевую службу в Атлантическом и Тихом океанах в относительной близости от побережья США - дальность стрельбы ракет Д-5 (2500 километров) и Д-5У (3000 километров) не позволяла этим лодкам патрулировать в территориальных водах СССР, как ракетоносцам последующих серий, которые оснащались межконтинентальными баллистическими ракетами. По пути к району боевой службы им приходилось преодолевать развернутую американцами гидроакустическую систему SOSUS, отслеживавшую советские подлодки на выходе из прибрежных вод.

Система позволяла ВМС США и их союзников организовывать слежение за советскими ракетоносцами, экипажи которых были вынуждены тратить длительное время на отрыв от преследования. В это ситуации недостаточная скрытность АПЛ проекта 667А и традиционно более слабое гидроакустическое оборудование (по сравнению с американскими) советских лодок становились особенно заметными. Тем не менее, это были современные для того периода Холодной войны ракетоносцы, игравшие серьезную роль в обеспечении ядерного паритета. Вывод "Наваг" и "Налимов" из боевого состава флота начался в конце 80-х годов, и завершился к 1991-92 году. С этого момента в составе флота находилось лишь небольшое количество модернизированных под различные специальные задачи АПЛ этого типа, большая часть которых была списана к 2000 году.

Одним из главных достоинств РПКСН проекта 667А и последующих, выявленных в ходе их эксплуатации, стала высокая надежность лодок данного проекта. В 1986 году РПКСН К-219 пережил взрыв ракеты в шахте, после чего оставался на плаву в течение трех суток, что позволило эвакуировать весь экипаж за исключением четырех человек. Троих отравленных парами ракетного топлива - капитана 3 ранга, командира БЧ-2 Александра Петрачкова, матроса-ракетчика Игоря Харченко, матроса-турбиниста Николая Смаглюка и одного - заглушившего реактор матроса-спецтрюмного реакторного отсека Сергея Преминина. Эти события были отражены в известном фильме "Враждебные воды" и одноименной книге.

В настоящее время, по различной информации, из числа оригинальных 667А в составе флота находится одна ПЛ проекта 09780 и одна - 09774. В состав морских стратегических ядерных сил входят шесть РПКСН проекта 667БДР и шесть - 667БДРМ, отличающихся от своего прародителя значительно меньшей шумностью, современным гидроакустическим оборудованием, более дальнобойными и точными ракетами и внешним видом - увеличение размеров ракет привело к образованию характерного "горба" за рубками "Дельт" (Delta I-II-III-IV - такие обозначения получили на Западе лодки проекта 667Б и последующие).

40 лет - серьезный срок по любым меркам, особенно по меркам относительно недолгой корабельной жизни. Тем не менее, "667-е" лодки все это время составляют основу российских морских стратегических ядерных сил, оставаясь в каждой последующей модернизации на уровне современных требований к кораблям этого класса.