Непонятное столкновение

Британская атомная подлодка налетела на подводную скалу

В ночь с 26 на 27 мая в Красном море на удалении около 130 километров к югу от Суэцкого канала по невыясненным пока причинам произошло столкновение британской атомной подводной лодки HMS Superb с подводными скальными образованиями. В результате инцидента никто из 112 членов экипажа АПЛ не пострадал.

Удар пришелся на носовую часть подлодки, в результате было выведено из строя гидролокационное оборудование. После столкновения подводная лодка самостоятельно всплыла на поверхность и подала соответствующие сигналы командованию Королевских ВМС Великобритании.

Британское военное ведомство поспешило сделать заявление о том, что атомный реактор подлодки вследствие удара "совершенно не затронут" и "каких-либо последствий для экологии не отмечено". Подлодка находится на плаву и в состоянии самостоятельно двигаться, однако из-за повреждения гидролокационного оборудования не может передвигаться под водой. Представители британского министерства обороны отмечают, что нынешний инцидент можно отнести к категории "навигационных происшествий", которые зачастую случаются в военно-морских силах страны.

Для установления истинных причин аварии в район Красного моря была направлена специальная следственная группа министерства обороны Великобритании.
Ожидается, что уже сегодня экипаж подлодки может быть весь опрошен и эвакуирован, а сама АПЛ отбуксирована для ремонта в один из портов Красного моря.

Причины аварии

Одной из основных причин столь необычной аварии могла послужить ошибка в расчетах и чтении карт капитаном субмарины Стивом Дриздейлом (Steve Drysdale). Однако этот офицер давно служит на подлодках класса Swiftsure и вряд ли мог проложить маршрут с такой грубой ошибкой. Стив Дриздейл, капитан субмарины HMS Superb с декабря 2006 года, долгое время был старшим помощником командира подлодки HMS Vigilant, а непосредственно перед назначением на нынешнюю должность был командиром одновременно двух подлодок - HMS Spartan и HMS Sovereign. Все три корабля относятся к подлодкам класса Swiftsure.

Не исключено, что причиной столкновения с подводной скалой могла послужить какая-то нештатная ситуация, как в случае с британской подлодкой Trafalgar в октябре 2002 года у побережья Шотландии. Тогда группа курсантов, проходивших стажировку на субмарине, по ошибке накрыла карту старой калькой для прокладывания курса. Долгое время подлодка шла по неверному курсу, в результате чего села на мель вблизи острова Скай.

Следует отметить, что за последние восемь лет аварии британских субмарин происходили довольно часто. Так, 19 мая 2000 года в Гибралтарском проливе на подлодке Tireless (класс Trafalgar) произошел сброс радиоактивной воды в Средиземное море. Расследование установило, что причиной аварии был дефект (микротрещины в сварном шве) одной из трубок системы охлаждения атомного реактора. Этот дефект впоследствии получил название "ошибка Тайрлесс". В октябре 2000 года была полностью прекращена эксплуатация всех 12 многоцелевых атомных подлодок Великобритании (классов Swiftsure и Trafalgar). После исправления выявленных дефектов подлодки были возвращены в строй.

В 2003 году та же подлодка Tireless (базируется в Плимуте, графство Девоншир) столкнулась с неким объектом под водой, получив повреждение цистерны главного балласта.

В марте 2007 года во время учений в Северном Ледовитом океане на подводной лодке HMS Tireless произошел взрыв установки для очистки воздуха в носовой части судна. В результате инцидента погибли два человека.

Газета The Mirror отмечает, что в последние время субмарину Tireless просто преследовали многочисленные отказы и поломки, связанные как с техническими неисправностями, так и с ошибками экипажа. Но эта подлодка относится к классу Trafalgar, а до инцидента с подлодкой HMS Superb каких-либо серьезных происшествий с субмаринами класса Swiftsure отмечено не было.

Подлодки класса Swiftsure

Атомные подводные лодки класса Swiftsure являются дальнейшим развитием субмарин класса Valiant/Dreadnought. Подлодки класса Swiftsure отличаются от предшествующих моделей новыми обводами корпуса, сниженной шумностью. На них были установлены крылатые ракеты Tomahawk американского производства.

По российской классификации субмарины класса Swiftsure относят к многоцелевым подводным лодкам атомным торпедно-ракетным (МПЛАТРК). Британские подлодки этого класса предназначены для поиска, слежения и уничтожения подводных лодок противника, а также надводных кораблей и транспортных судов. Наличие крылатых ракет Tomahawk позволяет им наносить удары по береговым объектам противника. Помимо подлодки HMS Superb, были созданы еще пять подлодок подобного класса. Первая из них, Swiftsure, была спущена на воду и принята на вооружение в 1973 году. Ее индекс - S126. Четыре остальных: S108 Sovereign (1974), S104 Sceptre (1978), S111 Spartan (1979) S112 Splendid (1981). Субмарина HMS Superb была принята на вооружение в 1976 году. Ее строительство началось 17 февраля 1973 года и велось кораблестроительной компанией Vickers Shipbuilding Groups (теперь подразделение корпорации BAE Systems).

После того как субмарина HMS Superb была принята на вооружение ВМС Великобритании, она привлекалась ко многим военным операциям по всему миру. В частности, она стала первой британской подлодкой, которая смогла войти в воды Северного Ледовитого океана под толщей арктического льда.

HMS Superb активно использовалась во время войны за Фолклендские острова, которую Великобритании вела против Аргентины, также могла на некоторое время полностью блокировать весь Гибралтарский пролив. Во время начала войны в Афганистане подлодка действовала в Индийском океане, а в 2007 году успешно участвовала в учениях береговой охраны Шотландии вместе с подлодкой HMS Daring и новым эсминцем Type 45.

Наука и техника00:0630 ноября 2017
Красноармейцы в финском плену. Лагерь в области Париккала

«Красноармейцы — голодные и нищие колхозники»

Сталин обрек тысячи солдат на мучительную смерть и подарил Финляндию Гитлеру