Исторический центр Москвы был и остается особенно привлекательным для девелоперов и инвесторов. Несмотря на то, что район Замоскворечья является охраняемой заповедной территорией, на которой законом "Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях города Москвы и на территориях зон охраны объектов культурного наследия в городе Москве" запрещено новое строительство, фирма "Торгпродуктсервис" начала подготовительные работы по строительству элитного жилого комплекса "Пять столиц". Противники строительства считают, что реализация проекта в его теперешнем виде может повредить уникальному памятнику московского барокко - храму Воскресения в Кадашах. Фоторепортаж о храме и его окресностях можно посмотреть здесь.
С видом на Кремль
Первое упоминание об этом уникальном образце московского барокко конца XVII века - церкви Воскресения отмечено в грамоте князя Ивана Юрьевича Патрикеева в 1493 году. Впервые название Кадашево встречается в духовной грамоте Великого князя Ивана III от 1504 года. По разным источникам, название произошло от слова "кадка" или от татарского "кади" судья (татарские судьи селились вдоль ордынской дороги).Кадашевская слобода начала активно развиваться в XVI-XVII веках. Она располагалась к югу от Кремля и отделялась от него Москвой-рекой и заливным лугом, на севере граничила с царскими садами, с востока - Овчинниковской и Татарской слободами. Есть основания считать, что в XVI веке на месте существующего стоял каменный храм. Реставраторы обнаружили под западной аркой трапезной пол храма 1650-х годов, тогда он представлял собой одноэтажный четверик.
Кадашевский храм был знаменит своим внутренним убранством: иконы и росписи стен были выполнены царскими изографами Оружейной палаты Максимом Ивановым, Петром Семеновым и Николаем Соломоновым. К сожалению, старинная роспись XVII века пострадала во время пожара 1812 года и была переписана в 1848 году, а шедевры иконописи после закрытия храма в 1937 году канули в лету.
Именно тогда в послереволюционные годы храм был закрыт и разграблен, иконостас разобран и вывезен, а строение использовалось под различные учреждения - склад, архив, клуб. Участки церковной земли были национализированы и застроены производственными и складскими корпусами, а исторически сложившееся домовладение кадашевского прихода стали занимать расположенные по соседству предприятия.
С конца 1940-х до начала 1960-х годов в Кадашах шли исследовательские и реставрационные работы под руководством Гали Алферовой. Тогда был восстановлен первоначальный облик храма - пятиглавый объем с гульбищем, к которому с трех сторон вели широкие двухмаршевые лестницы. Теперь мы видим традиционный храм, построенный «кораблем», что является результатом поздних переделок, всю последовательность которых «расшифровала» Гали Алферова.
В 1966 году отреставрированный по всем научно-методическим канонам храм решили приспособить под нужды Всероссийского художественного реставрационного центра имени Грабаря. На тот момент далеко не худший арендатор. Через несколько десятилетий, согласно указу президента Ельцина от 23 апреля 1993 года "О передаче религиозным организациям культовых зданий и иного имущества", храм в Кадашах должен быть передан кадашевскому приходу, который уже год как вел службы в бывшем каретном сарае. Процесс передачи памятника федерального значения сильно затянулся, только в 2006 году реставрационные мастерские Грабаря освободили полностью храм, но тут возникла новая угроза.
Пять столиц
С 1992 по 2004 год фирма "Торгпродуктсервис" приватизировала участки трех владений, непосредственно граничащих с храмом в Кадашах, среди которых заброшенные корпуса советского производственного комбината, а также жилые слободские дома XVII - XVIII веков. Ссылаясь на Постановление Правительства Москвы от 24.12.2002 1065-ПП "О первоочередных мероприятиях по совершенствованию механизма реорганизации производственных территорий г. Москвы", инвестор предложил использовать площади под офисно-жилой комплекс "Пять столиц" и привлек к проектированию главный архитектурный институт Москвы "Моспроект-2" имени Посохина.Если абстрагироваться от места действия, сам по себе проект разноуровневого комплекса (от 2 до 6 этажей) с двумя подземными этажами и стоянкой на 200 автомашин представляет пример качественной функциональной архитектуры. Но в условиях Замоскворечья шесть этажей современной архитектуры - явно не в традициях слободской двухэтажной застройки. Причем комплекс имеет форму каре и новые здания с трех сторон должны обступить храм, закрыв панорамный вид на него со стороны 2-го Кадашевского переулка, а в 5-6 метрах от алтаря архитекторы спроектировали ресторан "Токио".
Никто не против японской кухни, хотя по традиции "ни трактиров, ни питейных заведений ближе, чем в 40 саженях от храма" размещать не разрешалось. Для сооружения ресторана застройщик планировал выкопать 12-метровый котлован, а, по сообщению старшего научного сотрудника географического факультета МГУ им. Ломоносова О.И. Котовой, храм стоит на насыпных грунтах недостаточной несущей способности. Следовательно, любое строительство без закрепления грунтов под фундаментами опасно с технической точки зрения и может нанести вред памятнику.
Собственно говоря, кусок земли, который оказался предметом спора застройщика и прихода, находится в пяти-шести метрах от абсиды. Полуразрушенные производственные корпуса приватизированы компанией "Торгпродуктсервис", но согласно обновленному в 2007 году паспорту храма Воскресения в Кадашах (специальному документу объекта культурного наследия федерального значения, прошедшего экспертизу в Институте искусствознания и зарегистрированного в Федеральном агентстве по культуре и кинематографии), данная территория принадлежит церкви. Самое интересное, что именно здесь найдены фрагменты белокаменного фундамента, а уничтожение археологии и культурного слоя – это уже уголовная статья.
В августе 2007 года на территории церкви началась реставрация - проект каменной ограды XIX века со стороны 2-го Кадашевского переулка был согласован в Россвязьохранкультуре. Но представители компании "Торгпродуктсервис" помешали выполнению реставрационного проекта. Работа остановилась на границе с разрушенным корпусом, ограда так до сих пор и не воссоздана. По словам эксперта-консультанта Центра правовой защиты объектов культурного наследия Сергея Бакирова, ведущего на тот момент дела храма в Кадашах, представители компании "Торгпродуктсервис", претендуя на этот кусок земли, смогли предъявить лишь документы сроком действия до 2001 года.
Закон и порядок
29 октября 2002 года было выпущено Постановление Правительства Москвы (N 889-ПП), согласно которому предписывалось "осуществить строительство в 2002-2007 годах на месте выводимого производства офисно-жилого комплекса по адресу Большая Ордынка, д. 8, стр. 1 (за исключением части этого здания, выходящей на территорию, предоставленную в безвозмездное пользование приходу храма Воскресения Христова в Кадашах), стр. 2 (за исключением части стены, общей со стеной строения 3 дома 2 по Кадашевскому тупику), стр. 3, 4 и д. 14, стр. 3-13, 18 и Кадашевский туп., д. 3 общей площадью 36 тысяч квадратных метров". Функции инвестора и застройщика были возложены на компанию "Торгпродуктсервис".Проект "Пять столиц" прошел согласования в Мосгорэкспертизе, префектуре ЦАО, даже в Главном управлении охраны памятников ГУОПе, но затормозился в Россвязьохранкультуре, (которая его так и не согласовала).
Пока шло согласование, застройщик начал сносить производственные постройки, и не только. По упомянутому в постановлении адресу Кадашевский тупик, дом 3 стр. 1 еще до 2000 года числился памятник истории и архитектуры "Дом дьякона", переданный в 1892 году московским купцом Пироговым в собственность храма Воскресения в Кадашах.
Но "Дом", даже после ельцинского указа, не был возвращен церкви, более того, он магическим образом он был выведен из списка "вновь выявленных объектов культурного наследия" и наполовину снесен застройщиком. В кадастровой справке от 2007 года, которую правозащитники от имени Кадашевского прихода запросили в Службе градостроительного кадастра Москвы, "Дом дьякона" вообще числится снесенным.
Другое несоответствие кадастровой справки: храм Воскресения в Кадашах, который состоит из теплой нижней Успенской церкви и верхнего холодного Воскресенского храма, числится как малоэтажное строение. Обстоятельство весьма удобное застройщику: давление на фундамент в малоэтажном строении намного меньше, чем в высотном, соответственно, проще получить разрешение на подземные работы по соседству.
Напомним, что кадастровая справка - это исходный государственный документ для проведения строительных и реставрационных работ, в котором фиксируется фактическое состояние объектов. На основании того, что представленная справка не соответствовала реальному положению дел, приход подал иск в Арбитражный суд на Службу градостроительного кадастра города Москвы. Судебное заседание состоялось в январе 2008 года и закончилось мирно. Представитель чиновников пообещал скорректировать кадастровый документ. Но второй вариант кадастровой справки снова содержал неточности. По сообщению службы кадастра, неточную информацию им предоставило Москомнаследие - правопреемник бывшего ГУОПа.
Кто виноват?
Не лучшим образом влияет на ситуацию неопределенность с принадлежностью самого храма Воскресения - документ о разделении московского имущества между федералами и московскими властями до сих пор не утвержден.Судьбой объекта культурного наследия федерального значения одновременно занимались Россвязьохранкультура и Москомнаследие, но на деле никто не несет ответственности за нарушения, допущенные в Кадашах. Непонятно на каком основании была рассмотрена возможность нового строительства на охраняемой территории федерального памятника и в заповедной зоне Москвы. Согласно закону РФ №73 "Об объектах культурного наследия и закона города Москвы" и закону города Москвы № 40 "Об особом порядке регулирования градостроительной деятельности на исторических территориях" на охраняемой территории памятника возможна только реставрация или воссоздание.
Запрос по поводу ситуации в Кадашах был направлен заинтересованными в судьбе памятника лицами на имя руководителя Комитета культурного наследия города Москвы В.А. Шевчука, который заверил, что строительство в Кадашевской слободе приостановлено и ситуация под контролем. Работа ведется, но медленно - до сих пор границы памятника, определенные паспортом, не занесены в соответствующие регистрационные документы, а соответственно, весь комплекс памятника, с недвижимыми объектами и землей, не передан приходу.
По словам эксперта-консультанта Центра правовой защиты объектов культурного наследия Сергея Бакирова, ситуация однозначная: есть памятник архитектуры федерального значения, его территория определена паспортом и никакой корректировке (сейчас в ЦАО в соответствии с постановлением Правительства Москвы от 27.06.2006 года №431-ПП "О передаче земельных участков на территории города Москвы в частную собственность" проходит процесс межевания земли), подлежать не может. Процесс межевания не касается проблемы храма в Кадашах, суть межевания в том, что территория памятника выделяется из объединенной охранной зоны "Замоскворечье".
Бакиров отмечает, что Москомнаследие действительно приостановило строительство - инвестор попытался согласовать проект, но Шевчук держит оборону. Только ни Москомнаследие, ни Россвязьохранкультура не принимает никаких мер, чтобы обязать пользователя (компанию "Торгпродуктсервис"), выполнить свои обязательства и демонтировать производственные руины.
Альтернатива есть
Конечно, застройку Москвы остановить невозможно. Да этого и не надо делать. Однако в некоторых случаях (как в Кадашах) необходимо комплексное градостроительное решение, а не частная инициатива инвесторов. "Если бы рассматривался проект не плотной застройки, а регенерации территории с буферной зоной, то город бы только бы выиграл", - отметил Михаил Амосов, долгое время занимавшийся проблемой Кадашей, во время работы инспектором в Россвязьохранкультуре.Причем, альтернативный проект для застройки территории Кадашей существует. Альтернативу комплексу "Пять столиц" разработала группа архитекторов (Канаев И.П., Лазарева А.В., Саратовская Е.П.). Они предложили разредить плотную застройку, воссоздать на месте поздних фабричных построек слободские дома и организовать зеленую зону вокруг храма. Какой из проектов будет реализован – покажет время.