Украинская правящая коалиция БЮТ и НУНС официально прекратила существование. О ее "смерти" на заседании парламента 16 сентября официально объявил спикер Рады Арсений Яценюк. У пяти фракций (БЮТ, НУНС, Партии регионов / ПР, Компартии и Блока Литвина), в соответствии с Конституцией, теперь есть 30 дней для того, чтобы сформировать новое парламентское большинство. В противном случае Рада шестого созыва последует за "оранжевой" коалицией. Как "оранжевые", так и их противники, похоже, смирились с тем, что парламент будет распущен. Они еще о чем-то договариваются, но при этом уже всерьез готовятся к досрочным выборам.
Выступления лидеров фракций, появившихся на трибуне по случаю долгожданного "развода оранжевых", особой оригинальностью не отличались. БЮТ и НУНС, которые в течение предыдущих недель адресовали друг другу отчаянные призывы в духе "Вернись, я все прощу!" (при этом, разумеется, каждый считал, что именно другому следует покаяться и признать свои ошибки), - теперь обменялись обвинениями в стиле "Ты мне всю жизнь испортил!".
Лидер НУНС Вячеслав Кириленко заявил, что его соратники пытались спасти "оранжевый" союз, однако наткнулись на "глухую стену молчания" со стороны БЮТ. Последнее, по его словам, объясняется тем, что бывшие партнеры по коалиции якобы уже договорились с Партией регионов. Кириленко в очередной раз раскритиковал бютовцев и "регионалов" за попытки ограничить полномочия президента, заявив, что покушение на власть Виктора Ющенко было совершено "в угоду Кремлю".
Глава фракции БЮТ Иван Кириленко, со своей стороны, признал, что время, проведенное в союзе с НУНС, оказалось для бютовцев тяжелым. "Эти месяцы для нас не были медом, особенно для правительства и его лидера, которую травили почти каждый день. Но мы стояли до последнего", - сказал депутат. Он подчеркнул, что коалиция была ликвидирована по инициативе НУНС. "Бог судья тем, кто уничтожал ее в первого дня существования", - добавил парламентарий.
Сторонники Ющенко, напомним, утверждают, что БЮТ и Партия регионов, получив "благословение" Кремля, решили поделить Украину на сферы влияния (грубо говоря, Запад и Восток). "В одной части будет царить одна политическая сила, в другой - другая", - объяснял в одном из недавних интервью Вячеслав Кириленко. При таком сценарии, по его словам, стороны могут "заморозить" решение спорных вопросов (например, о статусе русского языка), чтобы не создавать повода для конфликтов и лишней угрозы для такой властной конфигурации. "Вопросы языка, гуманитарных ценностей, Голодомора, НАТО и Черноморского флота будут изъяты из обсуждения вообще, - заявил Кириленко. - А будет простое деление экономических и других функций между двумя крупными силами". Президентская "Наша Украина", как можно видеть, в эту схему не вписывается: она попадает либо в оппозицию, либо на политическую свалку (последний вариант ей в последнее время предсказывают все чаще).
В БЮТ, в свою очередь, считают, что коалиция была развалена по инициативе президентского секретариата (СП) и лично его руководителя Виктора Балоги. Планы президентского окружения, по этой версии, заключались в том, чтобы сформировать новое парламентское большинство из НУНС и оппозиционной Партии регионов. Президент при таком сценарии получал бы поддержку со стороны крупного бизнеса, стоящего за Партией регионов, а заодно убирал из правительства Юлию Тимошенко, отстраняя, таким образом, от власти наиболее вероятного конкурента на следующих президентских выборах.
Версию о том, что сторонники Ющенко сами добивались развала коалиции, поддержали и представители "Народной самообороны" (после развала коалиции, напомним, "оборонцы", формально входящие во фракцию НУНС, встали на сторону БЮТ). На днях лидер движения, глава МВД Юрий Луценко заявил, что в конце августа в президентском секретариате планировалось провести встречу (состоялась она или нет, Луценко не уточнил) между представителями СП и руководством Партии регионов. Участники встречи, по его словам, намеревались разделить места в правительстве.
Лидер "Народной самообороны" даже назвал имена. На место премьера, по его словам, хотели посадить представительницу "регионалов", секретаря Совбеза Украины Раису Богатыреву (с начала сентября, отметим, она больше не состоит в Партии регионов: ее исключили за разногласия с Виктором Януковичем). Ее назначение, очевидно, можно было бы расценивать и как жест в сторону Рината Ахметова - предпринимателя, которого украинские СМИ называют самым богатым человеком Украины и главным спонсором Партии регионов (Богатырева считается соратницей Ахметова, по ее собственным словам, их связывает "давняя дружба"). Его собственную должность, как заявил Луценко, участники тайных переговоров хотели отдать главе СП Виктору Балоге.
Помимо этих двух сценариев, по которым может быть сформирована новая коалиция (БЮТ + Партия регионов, НУНС + Партия регионов), остается еще возможность восстановления "оранжевой" коалиции. Правда, она представляется совсем уж призрачной. Даже в том случае, если БЮТ и НУНС, скрепя сердце, возобновят разорванный альянс, продержится он все равно недолго. За год, прошедший со дня последних выборов в парламент, "оранжевые" вновь убедительно продемонстрировали, что поделить власть не способны, готовы, скорее, отдать ее "регионалам" с коммунистами, чем как-то договориться друг с другом.
Союзу "синих" с кем-либо из "оранжевых", в свою очередь, мешают политические разногласия. Разумеется, после того как коалиция будет создана, ее участники вполне могут, как предсказывает Вячеслав Кириленко, положить спорные вопросы (русский язык, Черноморский флот и прочее) под сукно. Однако на этапе переговоров некоторые из этих вопросов "регионалы", очевидно, выставят в качестве условий. И дело не ограничится каким-нибудь общим заявлением по российско-грузинскому конфликту (которое при желании можно составить так, чтобы оно читалось "и нашим, и вашим"). Депутаты ПР, например, неделю назад официально попросили правительство отменить распоряжение министра образования о переводе основных школьных предметов на украинский язык.
Для Партии регионов подобные вопросы в последнее время приобрели особую актуальность: после того как она не слишком отчетливо выступила в поддержку России во время российско-грузинского конфликта (в сравнении, например, с прогрессивными социалистами Наталии Витренко), партии пришлось реабилитировать свой образ пророссийской силы. Особенно на фоне слухов о том, что Москва разочаровалась в Януковиче и готова сделать ставку на Тимошенко.
Кстати, созданию коалиции в формате ПР + НУНС может помешать и развал самой фракции "Наша Украина - Народная самооборона". Формально, как сообщается на сайте Верховной Рады, в нее входят 72 депутата, то есть вместе со 175 "регионалами" они вроде бы получают большинство (всего в Раде, напомним, 450 мест). Однако в союзе с "регионалами" (если он будет сформирован) окажутся далеко не все "нунсовцы". Прежде всего, отношения с "Нашей Украиной" уже разорвала "Народная самооборона" (минус 17 мандатов). Да и некоторые "нашеукранцы" в коалицию с Партией регионов могут не пойти: решение о выходе НУНС из союза с БЮТ, напомним, не нашло особой поддержки в пропрезидентской фракции. Многие депутаты после этого потребовали отставки главы президентского секретариата, заявив, что к конфликту между "оранжевыми" привели именно его интриги. Заявление НУНС о разрыве отношений с БЮТ поддержали только 39 членов фракции. Для того, чтобы получить большинство с Партией регионов, как видно, такого количества депутатов не хватило бы.
В этой ситуации увеличивается потенциал малых фракций Верховной Рады. Прежде всего, речь идет о Блоке Владимира Литвина. Коммунисты в силу идеологических разногласий являются слишком сложными партнерами как для "оранжевых", которых они ругают на все лады, так и для "регионалов", о которых в последнее время тоже отзываются не очень лестно. Депутат КПУ Леонид Грач, например, в июльском интервью изданию "Фраза" обвинил Партию регионов в сговоре с "оранжевыми" властями. "Ющенко может с ними делать что хочет, хоть и, прошу прощения, раком их ставить… в политическом смысле", - объяснил парламентарий.
Теоретически "оранжевые" и "регионалы" могли бы обойтись и без Блока Литвина, который имеет в Раде всего 20 мандатов. С другой стороны, его присутствие, безусловно, укрепило бы любую из возможных коалиций. Союз между БЮТ и НУНС, напомним, оказался под угрозой распада еще несколько месяцев назад: коалиция тогда потеряла формальное большинство, после того как из нее вышли несколько депутатов. "Оранжевые", наверное, не раз пожалели, что осенью прошлого года, после парламентских выборов, не договорились с Литвиным.
За день до того, как "оранжевой коалиции" было выписано официальное свидетельство о смерти, лидер блока имени себя вновь оказался в центре внимания. Депутаты БЮТ, выступая на пресс-конференции, заявили, что Владимир Литвин якобы согласился присоединиться к союзу БЮТ и НУНС. Позднее выяснилось, что парламентарии поторопились: Литвин признал только факт проведения переговоров с "оранжевыми" и не более того.
Очевидно, что до того момента, когда он поставит (если поставит) подпись под коалиционным соглашением, любые утверждения о его выборе будут преждевременными. После выборов 2007 года Литвин убедительно продемонстрировал свою разборчивость в выборе партнеров (и, разумеется, высокие запросы). Тогда, казалось бы, политику ничто не мешало пойти к "оранжевым" и получить свою долю власти. Тем более что предложения ему делались более чем щедрые: сам он в октябре 2007 года говорил, что с ним ведут переговоры по принципу "Хочешь должность - бери еще пять". Однако лидер блока имени себя заявил, что "прислоняться ни к кому ни собирается": принципы, мол, не продаются. В СМИ, впрочем, высказывались более прозаические версии. Предполагалось, что "оранжевые" просто не сторговались с потенциальным партнером, запросившим (по неофициальной информации) место спикера Рады, должность главы украинской налоговой службы, а также, в перспективе, пост мэра Киева.
В нынешней ситуации, по словам депутата от "Нашей Украины" Владимира Вязивского, Блок Литвина нацелен, прежде всего, на должности из экономического блока правительства. Которые принадлежат Блоку Юлии Тимошенко. Который, в свою очередь, едва ли готов ими делиться. Впрочем, дело не только в должностях. Литвин, известный своей осторожностью, едва ли присоединится к какому-либо проекту, если сочтет его провальным (типа реанимированной коалиции БЮТ и НУНС). Вместо этого он может дождаться выборов, по результатам которых его блок вполне может улучшить свои позиции в парламенте (даже получить "золотую акцию" - то есть количество голосов, жизненно необходимое более крупным фракциям для получения большинства). Если уж выборов не миновать, то, безусловно, лучше идти на них, не будучи героем очередного неудачного политического эксперимента.
"Оранжевые", вполне возможно, и переживут развал еще одной коалиции, а вот меньший ее участник (то бишь Блок Литвина, если он даст себя уговорить) в этом случае, скорее всего, будет похоронен под развалинами.
Участники политического процесса на новую коалицию в Раде (тем более, на жизнеспособную коалицию), особенно не рассчитывают. К выборам они, как сообщают украинские СМИ, начали готовиться с начала сентября, если не раньше. Уже через несколько дней после заявления НУНС о выходе из коалиции Ющенко, по словам депутата Рады Ксении Ляпиной, обсудил возможное проведение выборов с руководителями областных организаций "Нашей Украины". Представитель львовского отделения "Нашей Украины" рассказал, что главам организаций было поручено "начать подготовку к избирательной кампании".
Депутат БЮТ Богдан Губский, со своей стороны, 13 сентября похвастался, что его соратники уже создали "всю вертикаль избирательных штабов: от центрального до сельского". "Депутаты ездят по округам, проводят пресс-конференции", - рассказал он. 15 сентября на закрытом заседании фракции БЮТ, как стало известно журналистам, Юлия Тимошенко подтвердила решение идти на досрочные выборы. По словам одного из депутатов блока, его коллегам было поручено ехать в округа и вести агитационную деятельность (даже несмотря на то, что Верховная Рада возобновила пленарные заседания, прерванные 10 дней назад).
Представители Партии регионов утверждают, что к выборам готовы "всегда" и, разумеется, рассчитывают на победу. ЦИК Украины, со своей стороны, еще 4 сентября отрапортовал, что проведет выборы, если власти примут такое решение. Председатель Центризбиркома Владимир Шаповал добавил, что нынешний состав комиссии был сформирован как раз для досрочных перевыборов Рады, поэтому члены ЦИК имеют опыт в этой области. Шаповал отметил, что могут возникнуть сложности, если депутаты внесут изменения в избирательное законодательство (парламентарии, например, предлагали повысить проходной барьер). Однако он заявил, что ЦИК, "который уже больше года работает в экстремальных условиях", с этим справится.