Ежемесячная эпопея с оплатой газа Украиной на этот раз закончилась мирно, хотя и своеобразно. 5 июня, то есть за два дня до "часа X", Виктор Ющенко нашел средства для перечисления "Газпрому" в валютных резервах страны. Попутно Ющенко не забыл дежурно "пнуть" правительство страны, намекнув, что из-за его действий "Нафтогаз" оказался "растянут, как Иисус Христос на кресте".
Согласно договору с "Газпромом", "Нафтогаз" должен платить за топливо не позднее седьмого числа каждого месяца, следующего за месяцем поставок. Если Украина допустит хотя бы незначительную задержку, Россия имеет право требовать 100-процентной предоплаты газа.
В июне 7-е число приходится на воскресенье. Следовательно, расплатиться с "Газпромом" надо было до пятого июня: в противном случае с переводом средств могли возникнуть сложности из-за выходного дня (на Украине не могли предположить, что российская монополия 5 июня объявит, что платить можно вплоть до 9-го).
Еще 3 июня российские СМИ со ссылкой на свои источники писали, что денег у "Нафтогаза" нет (по их данным, украинской компании не хватало 150-200 миллионов долларов). На Украине это признавали, но тут же поясняли: до 7-го числа еще много времени, что-нибудь придумаем.
К середине дня 5 июня времени уже почти не оставалось, а деньги все не появлялись. Поэтому Виктор Ющенко решился на отчаянный шаг: эмиссию средств для передачи их "Нафтогазу". По словам президента, эмиссия составит 3,8 миллиарда гривен (около 475 миллионов долларов США по текущему курсу), а всего "Нафтогазу" надо заплатить почти 650 миллионов долларов.
Из речи президента следовало, что Украина просто включит станок и напечатает столько денег, сколько надо "Нафтогазу". Однако в таком случае концерну пришлось бы искать, у кого можно поменять свежеотпечатанные деньги на доллары, которыми Украина расплачивается с "Газпромом". Дело могло бы затянуться и, к тому же, сильно пошатнуть финансовую систему страны: для того, чтобы вызвать интерес у банков, "Нафтогазу" пришлось бы сильно занизить курс гривны.
Поэтому украинские чиновники решили поступить проще: по словам уполномоченного президента Богдана Соколовского, правительство выдает "Нафтогазу" кредит как бы в гривнах через Ощадбанк (местный аналог Сбербанка). Ощадбанку дает средства Нацбанк, который берет их из валютных резервов. То есть на самом деле гривны не печатаются и менять их не надо – "Нафтогаз" просто получает часть валютных резервов страны.
Ощадбанк активно кредитует "Нафтогаз" с конца 2008 года. По данным "Интерфакса", нефтегазовая компания уже должна 18 миллиардов гривен. Как "Нафтогаз" будет возвращать эти средства и будет ли вообще – непонятно.
Вечером в пятницу, 5 июня, "Нафтогаз" заявил, что рассчитался с "Газпромом" за поставки газа в мае. Представители "Газпрома" пока никак не прокомментировали сообщение о перечислении средств украинской стороной.
А виноватым объявляется…
Решив в очередной раз раскупорить валютные запасы страны, Ющенко смог отложить газовую проблему, но никак не решить ее: в следующем месяце Украине снова придется платить за топливо.
Тем не менее, президент страны не мог не использовать свой решительный шаг в политических целях. Поэтому он тут же пояснил, кого считает виноватым в столь бедственном положении "Нафтогаза".
По данным на конец мая 2009 года, золотовалютные резервы Украины составляли почти 28 миллиардов долларов. За месяц они увеличились на 3,3 миллиарда долларов за счет скупки валюты Нацбанком на рынке.
Оригинальным выступление Ющенко не было. Конечно, виновато оказалось правительство Юлии Тимошенко. Именно оно подписало с "Газпромом" невыгодный, по мнению президента, договор, и именно оно ничего не делает для того, чтобы вывести "Нафтогаз" из кризиса.
Видимо, вспомнив, что подобные заявления он делал уже не раз и не два за последние месяцы, Ющенко добавил своему выступлению "перца". "Сегодня ведущая нефтяная компания Украины растянута, как Иисус Христос на кресте", - заявил Ющенко, и это сравнение может войти в любой рейтинг самых неожиданных высказываний президента.
Что дальше?
В конце мая и начале июня все высшие чиновники России публично сомневались в кредитоспособности Украины. Естественно, что когда Киев нашел средства для "Газпрома", в администрации Ющенко тут же потребовали от Москвы извинений.
Точно утверждать нельзя, но есть большая вероятность, что извинений Украина не дождется. Во-первых, ранее высшие российские чиновники не были замечены в любви к признанию собственных ошибок, а, во-вторых, июньский платеж "Газпрому" еще не означает, что Украина стала платежеспособной.
Дело в том, что "Нафтогаз Украины" запланировал купить летом газ "про запас" и разместить его в подземных газовых хранилищах. Это топливо, по подсчетам российской стороны, стоит четыре миллиарда долларов и необходимо, в частности, для обеспечения бесперебойного транзита в отопительный сезон. Собственных средств на оплату газа у "Нафтогаза" нет, поскольку большая часть газа, который закачают в подземные хранилища, будет продана потребителям Украины только зимой.
"Без закачки в подземные хранилища Украина выжить не может, и она будет вынуждена отбирать газ из экспортной трубы", - предупредил 3 июня премьер-министр России Владимир Путин.
Сколько газа уже закачано в подземные хранилища, пока неизвестно. Тем не менее, очевидно, что пока весь объем не закуплен: слишком уж небольшими по объему были закупки Украины в последние месяцы.
Скорее всего, Киеву придется занимать средства для оплаты газа за рубежом. Москва уже согласилась выдать средства, но при условии, что Евросоюз или МВФ тоже подключатся к выдаче средств Украине. В Евросоюзе же говорят, что у них денег для Украины нет. Так что предсказать новый виток газового кризиса можно уже сейчас.