Война "летающих парт"

Учебно-боевой самолет Як-130 начинает осваивать мировой рынок

Як-130. Фото с сайта www.owasia.ru

15 июня на пресс-конференции, приуроченной к французской авиационной выставке Ле Бурже-2009, президент российской корпорации "Иркут" Олег Демченко рассказал о возможных рынках сбыта нового российского учебно-боевого самолета Як-130, который был выбран в качестве перспективной машины ВВС России. По его словам, на данный момент производитель получил уже 150 заявок на свои самолеты, помимо имеющихся заказов от РФ и Алжира. О каких именно странах идет речь, Демченко не уточнил. Тем не менее, по прогнозам экспертов, сегодня потребности мирового рынка в таких машинах оцениваются примерно в 2500 единиц. Но и конкуренция среди производителей становится все более жесткой.

Потребность в обновлении парка так называемых "летающих парт" у российских военно-воздушных сил назрела давно. На закате советской эпохи одним из основных самолетов, использовавшихся для подготовки курсантов ВВС, был чехословацкий L-39 "Альбатрос", который заслужил имидж надежного и экономичного.

Но с появлением боевых самолетов нового поколения возникла необходимость в создании более совершенной учебной машины, которая по своим характеристикам была бы ближе к ним. Как утверждали эксперты, будущий летчик, даже в совершенстве освоивший "элку", не мог сразу пересесть на более современные Су-27 или МиГ-29.

Як-130, который сегодня и позиционируется в качестве будущего учебной авиации ВВС РФ, для российского авиапрома машина более чем знаковая. Он стал первым полностью новым боевым самолетом, появившимся в РФ после распада СССР, хотя работы над проектом начались еще в 1980 годы.

На начальном этапе в его создании участвовала итальянская компания Alenia Aermacchi, что было весьма нехарактерно для отечественной военной машины. Этот фактор большинство источников объясняют финансовыми причинами - без участия компании из страны, еще недавно считавшейся вероятным противником, программа создания самолета не была бы доведена до конца.

Пути россиян и итальянцев все же разошлись из-за разногласий. Alenia Aermacchi получила конструкторскую и техническую документацию на планер самолета, создав собственную машину M-346, а ОКБ имени Яковлева продолжило разработку Як-130. По иронии судьбы, он совершил первый полет 25 апреля 1996 года с аэродрома в Жуковском, где примерно за месяц до этого впервые поднялся в воздух один из конкурентов - учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ. Для его создания ОКБ имени А.И. Микояна по финансовым причинам также пришлось отчасти скооперироваться с французскими специалистами.

МиГ-АТ. Фото с сайта www.testpilots.ru
МиГ-АТ. Фото с сайта www.testpilots.ru

Помимо МиГа и Яка, на конкурс Минобороны были представлены еще два проекта - УТК-200 (включавший самолет М-200 и наземную часть комплекса НУТК-200) разработки ЭМЗ имени Мясищева и С-54 ОКБ имени Сухого. На финальном этапе победителем стал именно яковлевский самолет, хотя о целесообразности этого решения специалисты продолжают спорить до сих пор. Проекты конструкторских бюро Мясищева и Сухого были заморожены, а микояновцы, несмотря на неудачу, продолжили работу над МиГ-АТ. Сегодня РСК "МиГ" ищет зарубежные рынки сбыта для своей машины, рассматривая, в том числе, и возможности сборки на территории заказчика.

По данным разработчика, Як-130 позволяет готовить пилотов на самолеты четвертого и пятого поколений разных производителей. Это, в частности, российские Су-30 и МиГ-29, американские F-16, F-15, F-22 и F-35, французский Rafale, а также европейский Eurofighter Typhoon. Машина прямо в воздухе может быть перепрограммирована для выполнения полета в различных погодных или пилотажных условиях, а также в зависимости от того, на каком боевом самолете предстоит летать курсанту.

ЛТХ самолета Як-130
Макс. взлетная масса - 9 тыс. кг.
Макс. скорость полета - 1050 км/ч
Макс. высота полета - 12,5 тыс. м.
Полетные углы атаки - < 40 град.
Макс. дальн. полета - 2 тыс. км.
Ресурс - 10 тыс. л. ч.

В различных модификациях Як-130 также может использоваться в качестве легкого ударного самолета, учебного самолета палубного базирования или машины для подготовки летного состава гражданской и военно-транспортной авиации. По информации на сайте ОКБ имени Яковлева, Як-130 также можно доработать до уровня штурмовика, постановщика помех, разведчика, истребителя-бомбардировщика и даже беспилотного ударно-разведывательного самолета. Впрочем, пока большинство этих вариантов существуют лишь в теории.

В июне 2008 года корпорация "Иркутский авиационный завод" начала выполнение заказа на производство для ВВС России 62 заказанных учебно-боевых машин, хотя, по данным из открытых источников, потребности военно-воздушных сил РФ куда больше и составляют около 250 самолетов. Кроме этого, заказ на 16 машин поступил от ВВС Алжира, а в конце 2005 года Як-130 стал участником тендера военного ведомства Малайзии. При этом шансы на победу в нем у российского самолета достаточно велики, так как на вооружении малазийской авиации уже стоят отечественные многоцелевые истребители Су-30МКМ.

Недавно о проведении еще одного крупного тендера на закупку учебных самолетов для своих ВВС объявил давний партнер РФ в военно-технической области - Индия. Приглашение принять участие в нем получили сразу два российских производителя с самолетами Як-130 и МиГ-АТ. Таким образом, двум отечественным машинам предстоит снова померяться своими возможностями. Правда, теперь уже на зарубежном рынке.

M-346. Фото с сайта www.defenseindustrydaily.com
M-346. Фото с сайта www.defenseindustrydaily.com

Но здесь серьезную конкуренцию им может составить и итальянский собрат российского Яка - M-346, первый полет которого состоялся в 2004 году. В настоящее время проект не завершен, однако компании Alenia Aermacchi уже удалось вызвать заинтересованность не только у ВВС своей страны, но и у возможных зарубежных покупателей. В 2005 и 2008 годах соответственно итальянцы подписали меморандумы о сотрудничестве по программе с военными ведомствами Греции и Чили.

В 2008 году Alenia Aermacchi также заключила соглашение с корпорацией Boeing, в рамках которого американский партнер будет участвовать в продвижении на рынок двух самолетов итальянского производства - M-346 и M-311. А в феврале 2009 года M-346 выбрали в качестве перспективного учебного самолета Объединенные Арабские Эмираты. В этом конкурсе итальянской машине удалось обойти южнокорейскую T-50 Golden Eagle.

Чешская компания Aero Vodochody, известная как производитель нынешнего учебного самолета российских ВВС L-39, сегодня также сохраняет серьезные позиции на рынке с новой модификацией легендарной "элки", получившей наименование L-159. Пока эти машины стоят на вооружении ВВС своей страны, однако возможность их приобретения также рассматривают Австрия, Литва, Венгрия, Боливия, Израиль и Испания. L-159 также может стать участником тендера, объявленного Индией.

Рынок современных "летающих парт" не ограничивается перечисленными самолетами. Все они, по утверждению производителей и военных экспертов, отличаются разными достоинствами и, не исключено, смогут занять свой сегмент рынка учебной авиации. Большой или маленький - совсем иной вопрос. Российский Як-130, несмотря на конкуренцию, задел на будущее уже сделал, хотя пока, увы, производитель не спешит подробнее рассказать, в каких еще направлениях в перспективе могут полететь новые "Яки".

Обсудить
Наука и техника00:02Сегодня
Стив Джобс

Гнилой пепин

Забытая история худшего в истории продукта от Apple
Африканский «боярышник»
Как спиваются жители Черного континента
Богемская рапсодия
Жертвоприношения, ритуалы и пьянство в самом закрытом мужском клубе США
Старикам здесь не место
В Швейцарии хотят разрешить эвтаназию пожилым людям
Тимофей Бордачев: «Убирайтесь, но заплатите высокую цену»
Европейцы хотят развестись с Британией по-жесткому
Закон, удобный во всех отношениях
Новый пакет санкций нужен США для давления не только на Россию, но и на Европу
Кистью и краской
Неизвестные кадры Великой Отечественной через призму советской ретуши
Стив ДжобсГнилой пепин
Забытая история худшего в истории продукта от Apple
Ждите гостей
Доказано существование высокотехнологичной цивилизации в Млечном Пути
Томас БахБахнули из МОК
Чем грозит России странное заявление Томаса Баха в New York Times
От Криштиану до Роналду
Самые яркие моменты встреч между сборными России и Португалии
Не стыдно и обидно
Гол Криштиану стал единственным в игре Роcсия — Португалия на Кубке конфедераций
Попробуй повтори!
Как видеоповторы могли бы изменить историю мирового футбола
Аскот, ВеликобританияДень безумных шляп
Почему британские аристократы, съехавшиеся на скачки в Аскоте, так странно одеты
Миллениалы в бегах
Куда иммигрировать молодому россиянину, мечтающему жить за границей
 reaches up to the sky during the summer solstice at Stonehenge, near Salisbury in England, Tuesday, June 21, 2011. The ancient stone circle of Stonehenge is a World Heritage Site erected between approximately 3000BC and 1600BC and despite years of research the reason behind its construction remains a mystery. The summer solstice in the northern hemisphere occurs annually on June 21 and is the time at which the sun is at its northernmost point in the sky.Меч и мотоцикл
Зачем тысячи ведьм и друидов собрались возле Стоунхенджа
Тест и стоимость владения Skoda Superb
Длительный тест универсала Skoda Superb: итоги
Самые крутые участники гонки Pikes Peak
Лучшие автомобили «Гонки в облаках» за ее 101-летнюю историю
Самые качественные машины в мире
Машины каких брендов ездят в сервис реже остальных
Русская рулетка
Как спланировать гонку в 24 часах Ле-Мана и почему эти планы могут не сработать
Вите надо выйти
Соседи несколько лет травят москвича, который отказывается переселяться
Без свидетелей
Дома для тех, кто ненавидит соседей
Москва за нами
Какие квартиры можно купить в пределах МКАД по цене до трех миллионов рублей
Классовая борьба
На смену дешевым квартирам в Москве пришел новый вид жилья
Да катитесь вы
Семейная пара отказалась от квартиры и поселилась в автобусе