Война "летающих парт"

Учебно-боевой самолет Як-130 начинает осваивать мировой рынок

Як-130. Фото с сайта www.owasia.ru

15 июня на пресс-конференции, приуроченной к французской авиационной выставке Ле Бурже-2009, президент российской корпорации "Иркут" Олег Демченко рассказал о возможных рынках сбыта нового российского учебно-боевого самолета Як-130, который был выбран в качестве перспективной машины ВВС России. По его словам, на данный момент производитель получил уже 150 заявок на свои самолеты, помимо имеющихся заказов от РФ и Алжира. О каких именно странах идет речь, Демченко не уточнил. Тем не менее, по прогнозам экспертов, сегодня потребности мирового рынка в таких машинах оцениваются примерно в 2500 единиц. Но и конкуренция среди производителей становится все более жесткой.

Потребность в обновлении парка так называемых "летающих парт" у российских военно-воздушных сил назрела давно. На закате советской эпохи одним из основных самолетов, использовавшихся для подготовки курсантов ВВС, был чехословацкий L-39 "Альбатрос", который заслужил имидж надежного и экономичного.

Но с появлением боевых самолетов нового поколения возникла необходимость в создании более совершенной учебной машины, которая по своим характеристикам была бы ближе к ним. Как утверждали эксперты, будущий летчик, даже в совершенстве освоивший "элку", не мог сразу пересесть на более современные Су-27 или МиГ-29.

Як-130, который сегодня и позиционируется в качестве будущего учебной авиации ВВС РФ, для российского авиапрома машина более чем знаковая. Он стал первым полностью новым боевым самолетом, появившимся в РФ после распада СССР, хотя работы над проектом начались еще в 1980 годы.

На начальном этапе в его создании участвовала итальянская компания Alenia Aermacchi, что было весьма нехарактерно для отечественной военной машины. Этот фактор большинство источников объясняют финансовыми причинами - без участия компании из страны, еще недавно считавшейся вероятным противником, программа создания самолета не была бы доведена до конца.

Пути россиян и итальянцев все же разошлись из-за разногласий. Alenia Aermacchi получила конструкторскую и техническую документацию на планер самолета, создав собственную машину M-346, а ОКБ имени Яковлева продолжило разработку Як-130. По иронии судьбы, он совершил первый полет 25 апреля 1996 года с аэродрома в Жуковском, где примерно за месяц до этого впервые поднялся в воздух один из конкурентов - учебно-тренировочный самолет МиГ-АТ. Для его создания ОКБ имени А.И. Микояна по финансовым причинам также пришлось отчасти скооперироваться с французскими специалистами.

МиГ-АТ. Фото с сайта www.testpilots.ru
МиГ-АТ. Фото с сайта www.testpilots.ru

Помимо МиГа и Яка, на конкурс Минобороны были представлены еще два проекта - УТК-200 (включавший самолет М-200 и наземную часть комплекса НУТК-200) разработки ЭМЗ имени Мясищева и С-54 ОКБ имени Сухого. На финальном этапе победителем стал именно яковлевский самолет, хотя о целесообразности этого решения специалисты продолжают спорить до сих пор. Проекты конструкторских бюро Мясищева и Сухого были заморожены, а микояновцы, несмотря на неудачу, продолжили работу над МиГ-АТ. Сегодня РСК "МиГ" ищет зарубежные рынки сбыта для своей машины, рассматривая, в том числе, и возможности сборки на территории заказчика.

По данным разработчика, Як-130 позволяет готовить пилотов на самолеты четвертого и пятого поколений разных производителей. Это, в частности, российские Су-30 и МиГ-29, американские F-16, F-15, F-22 и F-35, французский Rafale, а также европейский Eurofighter Typhoon. Машина прямо в воздухе может быть перепрограммирована для выполнения полета в различных погодных или пилотажных условиях, а также в зависимости от того, на каком боевом самолете предстоит летать курсанту.

ЛТХ самолета Як-130
Макс. взлетная масса - 9 тыс. кг.
Макс. скорость полета - 1050 км/ч
Макс. высота полета - 12,5 тыс. м.
Полетные углы атаки - < 40 град.
Макс. дальн. полета - 2 тыс. км.
Ресурс - 10 тыс. л. ч.

В различных модификациях Як-130 также может использоваться в качестве легкого ударного самолета, учебного самолета палубного базирования или машины для подготовки летного состава гражданской и военно-транспортной авиации. По информации на сайте ОКБ имени Яковлева, Як-130 также можно доработать до уровня штурмовика, постановщика помех, разведчика, истребителя-бомбардировщика и даже беспилотного ударно-разведывательного самолета. Впрочем, пока большинство этих вариантов существуют лишь в теории.

В июне 2008 года корпорация "Иркутский авиационный завод" начала выполнение заказа на производство для ВВС России 62 заказанных учебно-боевых машин, хотя, по данным из открытых источников, потребности военно-воздушных сил РФ куда больше и составляют около 250 самолетов. Кроме этого, заказ на 16 машин поступил от ВВС Алжира, а в конце 2005 года Як-130 стал участником тендера военного ведомства Малайзии. При этом шансы на победу в нем у российского самолета достаточно велики, так как на вооружении малазийской авиации уже стоят отечественные многоцелевые истребители Су-30МКМ.

Недавно о проведении еще одного крупного тендера на закупку учебных самолетов для своих ВВС объявил давний партнер РФ в военно-технической области - Индия. Приглашение принять участие в нем получили сразу два российских производителя с самолетами Як-130 и МиГ-АТ. Таким образом, двум отечественным машинам предстоит снова померяться своими возможностями. Правда, теперь уже на зарубежном рынке.

M-346. Фото с сайта www.defenseindustrydaily.com
M-346. Фото с сайта www.defenseindustrydaily.com

Но здесь серьезную конкуренцию им может составить и итальянский собрат российского Яка - M-346, первый полет которого состоялся в 2004 году. В настоящее время проект не завершен, однако компании Alenia Aermacchi уже удалось вызвать заинтересованность не только у ВВС своей страны, но и у возможных зарубежных покупателей. В 2005 и 2008 годах соответственно итальянцы подписали меморандумы о сотрудничестве по программе с военными ведомствами Греции и Чили.

В 2008 году Alenia Aermacchi также заключила соглашение с корпорацией Boeing, в рамках которого американский партнер будет участвовать в продвижении на рынок двух самолетов итальянского производства - M-346 и M-311. А в феврале 2009 года M-346 выбрали в качестве перспективного учебного самолета Объединенные Арабские Эмираты. В этом конкурсе итальянской машине удалось обойти южнокорейскую T-50 Golden Eagle.

Чешская компания Aero Vodochody, известная как производитель нынешнего учебного самолета российских ВВС L-39, сегодня также сохраняет серьезные позиции на рынке с новой модификацией легендарной "элки", получившей наименование L-159. Пока эти машины стоят на вооружении ВВС своей страны, однако возможность их приобретения также рассматривают Австрия, Литва, Венгрия, Боливия, Израиль и Испания. L-159 также может стать участником тендера, объявленного Индией.

Рынок современных "летающих парт" не ограничивается перечисленными самолетами. Все они, по утверждению производителей и военных экспертов, отличаются разными достоинствами и, не исключено, смогут занять свой сегмент рынка учебной авиации. Большой или маленький - совсем иной вопрос. Российский Як-130, несмотря на конкуренцию, задел на будущее уже сделал, хотя пока, увы, производитель не спешит подробнее рассказать, в каких еще направлениях в перспективе могут полететь новые "Яки".

Обсудить
Demonstrators take part in a protest aimed at showing London's solidarity with the European Union following the recent EU referendum, inTrafalgar Square, central London, Britain June 28, 2016. REUTERS/Dylan Martinez TPX IMAGES OF THE DAYСпасет ли уход Меркель Европу?
Свое 60-летие Европейский союз встречает в состоянии экзистенциального кризиса
Participants attend a gay pride parade in central Istanbul June 30, 2013. Tens of thousands of anti-government protesters teamed up with a planned gay pride march in Istanbul. Crowds were stopped by riot police from entering Taksim, the centre of previous protests, but the atmosphere appeared peacefulОпасное интернет-проникновение
Грозит ли подъем геев-мусульман исламскому миру
Displaced people from the minority Yazidi sect, fleeing violence from forces loyal to the Islamic State in Sinjar town, walk towards the Syrian border, on the outskirts of Sinjar mountain, near the Syrian border town of Elierbeh of Al-Hasakah Governorate August 11, 2014. Islamic State militants have killed at least 500 members of Iraq's Yazidi ethnic minority during their offensive in the north, Iraq's human rights minister told Reuters on Sunday. The Islamic State, which has declared a caliphate in parts of Iraq and Syria, has prompted tens of thousands of Yazidis and Christians to flee for their lives during their push to within a 30-minute drive of the Kurdish regional capital Arbil. Picture taken August 11, 2014. REUTERS/Rodi Said (IRAQ - Tags: POLITICS CIVIL UNREST TPX IMAGES OF THE DAY) FOR BEST QUALITY IMAGE ALSO SEE: GM1EA8M1B4V01Дважды отверженные
Почему от женщин, вырвавшихся из плена боевиков, отворачивается общество


Из ЕС в сексуальное рабство
Что вынуждает румынок отправляться на Сицилию, где их ждет неволя
Пижон Джон
Дикий сэр Элтон, каким его уже мало кто помнит
«Главное — убедить людей, что они счастливы»
Джон Стейнбек и Роберт Капа о советских застольях, писателях и правительстве
Девочки кровавые в глазах
Кино недели с Денисом Рузаевым: от «Манчестера у моря» до «Демона внутри»
Под «Грибами» тает лед
Самая навязчивая песня сезона — во всех мемах страны
Восточные легенды
Культовые японские автомобили ушедших лет
Очень страшные «Рейндж Роверы»
Самые жуткие варианты тюнинга автомобилей Land Rover
Самые необычные ДТП
Автомобили на крышах, в бассейнах и другие непонятные аварии, достойные премии
Пиджак и боб
Самое крутое автомобильное видео марта
Бог простит
В церкви нашли квартиру с красной мебелью и портретами в стиле поп-арт
Фрэнк ГериСпугнули рыбу
Почему антисемиты изгнали из Канады создателя «танцующего дома»
«Наш дом — колония строгого режима»
История семьи, оказавшейся на грани распада из-за дачи
Цветам не место в доме
Почему дети мешают взрослым жить счастливо в собственных квартирах