Только важное и интересное — в нашем Facebook
Новости партнеров

Ничейный сухогруз

Жены моряков с "Арктик Си" обратились с открытым письмом к Владимиру Путину

Жены четырех российских моряков, ставших фактически заложниками скандальной ситуации вокруг теплохода "Арктик Си", обратились с открытым письмом к премьер-министру России Владимиру Путину. Они попросили срочно вернуть домой их мужей, которые уже более двух месяцев "обеспечивают жизнедеятельность" сухогруза.

Обращение лично к Путину напоминает жест отчаяния и последней надежды, оно заканчивается так:

"Куда ведут сухогруз - неизвестно. Наши мужья нуждаются в срочной медицинской и психологической помощи, находятся в полной информационной изоляции 74 дня!!! Просим Вас содействовать в срочном возвращении наших мужей домой, пока они еще живы.
С уважением, жены моряков: Зарецкая Елена, Шумик Виктория, Кузнецова Ирина, Волова Лидия".

Все предыдущие попытки как-то разрешить ситуацию, в том числе и открытое письмо, направленное 24-го сентября правительствам России, Мальты и Финляндии, а также в Международный профсоюз моряков и в Красный Крест, ситуацию не изменили. В темной истории "Арктик Си" началась новая, не менее загадочная глава.

После триумфального освобождения теплохода 17 августа, ареста захвативших его пиратов, доставки арестованных и большей части экипажа в Москву российские власти объявили, что расследование дела продолжится в Новороссийске. Однако судно в Новороссийск так и не вышло, вместо этого следственная бригада СКП РФ вылетела в Атлантику.

Басманный суд Москвы 26 августа выдал ордер на арест судна, после чего "Арктик Си", ходивший под флагом Мальты, перешел в юрисдикцию России. Только 3 сентября морякам, оставленным на судне, впервые разрешили поговорить со своими родными - даже после освобождения завесу секретности вокруг теплохода с грузом древесины снимать не торопились. Моряки всего четыре раза смогли позвонить домой, и каждый разговор продолжался не более полутора минут.

Следственная бригада, работавшая на судне до 16 сентября, никакого запрещенного груза не обнаружила, после чего начался следующий этап эпопеи: попытка передать судно владельцу в испанском порту Лас-Пальмас. Уже 17 сентября власти Мальты заявили, что отказываются высылать своих представителей для приемки судна, ранее администрация Лас-Пальмаса запретила сухогрузу заходить в порт. Оказалось, что принимать назад освобожденный "Арктик Си" никто не спешит.

Администрация порта заявила, что поскольку на судне находятся вооруженные лица (часть экипажа сторожевика "Ладный"), оно считается военным кораблем. А это влечет за собой определенные последствия. В частности, требуется согласование захода в порт между министерствами иностранных дел Испании и России, без этого капитан гражданского порта не в праве его впустить. Представители морской администрации Мальты отказались принимать судно в отсутствии судовладельца, да еще и на территории иностранного государства.

В своих сообщениях СКП РФ ссылался на некие "юридические формальности", мешающие передаче судна, позже всплыла версия о портовых сборах, которые некому было платить, возникали и другие версии "негостеприимности" испанцев и "коварства" мальтийцев. Однако 22 сентября на сайте судовладельца "Арктик Си" компании Solchart появилось сообщение, озаглавленное "Сага в вопросах без ответов".

В нем говорится, что еще 14 сентября судовладелец направил СКП РФ перечень условий, на которых он готов принять судно обратно, однако ответа от российских властей не получил. Основными условиями были названы полная "очистка" судна от финансовых и юридических обязательств перед третьими лицами, решение вопроса о финансировании работ по восстановлению судна и погашению убытков судовладельца из-за временного прекращения его эксплуатации, выполнение процедуры передачи по законам Мальты, приведение судна в юридическое и техническое состояние, в котором оно было на момент его освобождения от захватчиков, то есть на 17 августа.

В официальных сообщениях СКП РФ упоминание об этих требованиях отсутствовало, Solchart заявила, что какого-либо ответа от российских властей тоже не получала. Кроме того, компания поставила еще ряд вопросов, на которые хотела бы получить ответы от представителей России.

И первым из них стал вопрос об изменении юрисдикции судна. Solchart заявила, что ее не поставили в известность об этом, а также не проинформировали об основаниях, по которым судно сменило юрисдикцию. Российский МИД, говоря о законности ареста "Арктик Си", ссылался на статью 105 Конвенции ООН по морскому праву.

В ней говорится, что в открытом море любая страна имеет право решать судьбу судна, захваченного пиратами, по своим законам. Однако там присутствует важная оговорка - "не нарушая при этом прав добросовестных третьих лиц". Освободив сухогруз, российская сторона не передала его судовладельцу, вместо этого она в течение месяца удерживала судно.

Кроме того, судовладелец просил разъяснить, на каком основании на борту "Арктик Си" находятся вооруженные люди и какие угрозы они призваны предотвратить. В Solchart заявили, что это не только юридически превращает сухогруз в военный корабль, но и ведет к нарушению международных норм эксплуатации судна: на нем должен быть квалифицированный экипаж, в составе, утвержденном Свидетельством о минимальном составе экипажа, выданном Администрацией флага, то есть Мальтой.

Мотивы судовладельца понятны: пока "Арктик Си" находится под российской юрисдикцией ни одна из пострадавших сторон (например, грузополучатель) юридических и финансовых претензий к Solchart не выдвинет. Однако, как только эта небольшая компания примет сухогруз - иски посыплются как из рога изобилия. Кроме того, судно - это не автомобиль. Передать его - это не значит просто посадить другого водителя. Эксплуатация сухогруза строго регламентирована, нарушение этих норм влечет за собой штрафы, но и сертификация на соответствие национальным и международным требованиям, которая необходима после всего произошедшего, тоже требует немалых затрат.

Получилась патовая ситуация: в том положении, в котором судно пребывает сейчас, оно никому не нужно. К тому же, чем дольше эта неопределенная ситуация длится, тем выше могут быть в будущем суммы компенсаций в исковых заявлениях.

Покинувший Россию в связи с делом "Арктик Си" Михаил Войтенко указывает на еще одно обстоятельство: в случае приема судна судовладельцем и возбуждения дел по искам против него суд, скорее всего, докопается до истины в этой истории. И если нелегальный груз, будь то ракеты или другое оружие, на судне был, то судовладелец не мог об этом не знать. А значит к финансовым претензиям могут добавиться еще и другие, более серьезные обвинения.

Все это время на "Арктик Си" работают - причем бесплатно - четверо российских моряков. Ситуация с их заменой непонятна. С одной стороны, СКП заявил, что не удерживает их, а с другой - "куда ж ты денешься с подводной лодки?". У моряков нет документов, которые были уничтожены захватчиками, и согласно той же конвенции ООН, команда в данной ситуации не имеет права покинуть судно.

Сменный экипаж, по словам жен моряков, готов вылететь в любую минуту, но для его замены нужно завести судно в порт. Порты не принимают, потому что без экипажа и необходимых документов и сертификатов, да еще с военными на борту, судно является то ли военным кораблем, то ли субстандартным - в любом случае его не впустят. Судовладелец, без участия которого судно нельзя сертифицировать, боится будущих многомиллионных исков и требует гарантий от страны, объявившей над ним свою юрисдикцию.

Да и поведение российских властей свидетельствует о том, что они не стремятся расширить круг людей, близко знакомых с ситуацией на сухогрузе. Моряки, которых доставили в Москву, тоже довольно долгое время были лишены возможности поговорить с родными, а по возвращении домой совсем не стремились стать героями репортажей и интервью. В общем, понятно, что если бы российские власти захотели - экипаж сухогруза был бы давно укомплектован новыми людьми.

По последним данным, "Арктик Си" из Атлантики направился в Средиземное море. То ли под конвоем "Ладного", то ли у него на буксире. "Морской бюллетень" сообщил, что судно следует в алжирский порт Беджайя. Именно туда сухогруз должен был доставить древесину из Финляндии еще 4 августа, именно во время этого рейса он и "исчез".

Если России удалось договориться с Алжиром и тамошние власти примут судно, а также помогут избавиться от него - эта часть скандальной истории может закончиться. Хотя наверняка, попытки узнать, что же вез "Арктик Си" и что с ним произошло на самом деле, будут предприниматься еще долго. Если же судно в Алжире не примут - то ему прямая дорога в Новороссийск, больше некуда. Правда, что с ним делать там, тоже никто не знает.

Пока же все заинтересованные стороны не договорились, женам российских моряков остается только писать письма. Хотя и здесь выбора уже не осталось - кому еще направить крик о помощи, если обращение к Путину не поможет?

Влад Гордеев