Мир
20:03, 21 мая 2010

Усталый и раздраженный Глава службы национальной разведки США ушел в оставку

20 мая американскому телеканалу ABC удалось узнать о готовящейся отставке руководителя службы национальной разведки США Денниса Блэра. На следующий день это сообщение получило официальное подтверждение. Блэр объявил, что его последним днем на этом посту станет следующая пятница, 28 мая. Заявление одного из главных разведчиков США прозвучало довольно резко - хотя бы из-за того, что раздосадованный адмирал в отставке не смог скрыть своего раздражения и пренебрег традиционной формулой прощания, включающей выражение благодарности президенту за возможность служить Америке, работая в Белом доме.

Служба национальной разведки (National Intelligence) была создана по указу Джорджа Буша-младшего после терактов 11 сентября 2001 года. Назначить человека, ответственного за работу спецслужб, предложила комиссия по расследованию террористических атак. Первым в 2005 году эту должность занял Джон Негропонте, в 2007 году его сменил Джон Макконнелл, а после вступления Барака Обамы в должность президента США ведомство возглавил Деннис Блэр, четырехзвездочный адмирал в отставке, отслуживший на флоте 34 года и изучавший русский язык в Оксфорде.

В обязанности главы национальной разведки входит руководство Разведывательным сообществом США - шестнадцатью службами и агентствами, включая Министерство обороны, Министерство финансов, Министерство юстиции, Министерство энергетики и даже Госдепартамент США. Кроме того, руководитель службы национальной разведки ежедневно кратко информирует президента о внутренних угрозах безопасности страны, а также отчитывается о работе подведомственных служб перед главой государства, Советом национальной безопасности и Советом внутренней безопасности.

Естественно, столь запутанная схема дает почву для многочисленных конфликтов между главами различных ведомств. Еще до терактов 11 сентября много лет тянулось нашумевшее противоборство ЦРУ и ФБР, которое описал в мемуарах "В центре шторма" бывший глава Центрального разведывательного управления Джордж Тенет. А в 2009 году в конфликт вступили нынешний директор ЦРУ Леон Панетта и Деннис Блэр. Повод для спора был предсказуем - два высокопоставленных руководителя спецслужб не поделили полномочия.

Год назад Блэр распространил служебную записку, в которой объявил о своем праве назначать разведчиков в зарубежных представительствах Соединенных Штатов. Несмотря на то, что глава службы национальной разведки обещал консультироваться с ЦРУ по вопросам назначения таких людей, Панетта счел инициативу Блэра посягательством на свою вотчину и опубликовал ответную служебную записку, в которой сообщал о том, что на этих должностях останутся назначенные им разведчики.

Изначально сенаторы были настроены против ЦРУ. Так, председатель сенатского комитета по деятельности разведки Дайан Фейнстайн заявила, что ЦРУ пытается противостоять инициативе Блэра избавить разведывательные службы от мышления и образа поведения времен Холодной войны. Урегулирование конфликта взял на себя Джон Бреннан, советник Обамы по вопросам внутренней безопасности и директор Национального контртеррористического центра США. Бреннан принял сторону Леона Панетты и склонил к своей точке зрения Сенат. Осенью 2009 года право назначать разведчиков в зарубежных представительствах было оставлено за ЦРУ, а Джон Бреннан утвердил себя в роли одного из самых влиятельных руководителей спецслужб.

За этим поражением Денниса Блэра последовало несколько крупных неудач национальной разведки. На состоявшемся в середине мая 2010 заседании сенатской комиссии по безопасности прозвучало немало критики в адрес ведомства. Разведчикам поставили в вину неспособность предотвратить сразу три крупных происшествия, имевших место за последний год.

Во-первых, разведчики не остановили связанного с радикальными исламистами военного психиатра Нидала Малика Хасана, который в ноябре 2009 года убил 13 и ранил 30 человек на военной базе Форт-Худ. До выступления Денниса Блэра по поводу этого происшествия официальные лица затруднялись дать оценку инциденту, однако Блэр охарактеризовал случившееся как "акт доморощенного экстремизма", косвенно признав недочеты своего ведомства.

Во-вторых, национальная служба разведки не знала о готовившейся попытке теракта на борту авиалайнера, направлявшегося из Амстердама в Детройт. В декабре 2009 года нигериец по имени Умар Фарук Абдулмуталлаб пронес на борт самолета взрывное устройство, спрятанное в нижнем белье. Он попытался привести его в действие, что привело к возгоранию в салоне.

В-третьих, много шума наделала недавняя попытка выходца из Пакистана Файзала Шахзада взорвать автомобиль на Таймс-сквер, в самом сердце Нью-Йорка. Как позднее признался террорист, первоначально он планировал масштабный теракт - в Рокфеллеровском центре, Всемирном финансовом центре, на Центральном вокзале или в офисе компании Sikorsky. Однако даже выбрав для взрыва оживленную улицу, Шахзад не рассчитал силы - устройство было собрано им настолько неумело, что не пришло в действие.

Второй и третий случаи привели к многочисленным публикациям о том, что если в последнее время не были совершены теракты с действительно трагическими последствиями, то это не из-за хорошей работы спецслужб, а из-за плохой подготовки террористов.

Наконец, члены бывшей комиссии по расследованию терактов 11 сентября на днях представили доклад, в котором упрекнули законодателей и Белый дом в невыполнении полученных от экспертов рекомендаций. В частности, в целях предотвращения возможных террористических атак властям советовали выделить единую эфирную частоту для пожарных, спасателей и полиции, а также реформировать систему передачи информации спецслужб по дорожным постам. В невыполнении рекомендаций руководители бывшей комиссии обвиняли бюрократию, и это была шпилька в адрес Денниса Блэра.

Отставка Блэра была предсказуемым и даже ожидаемым шагом. А вот кандидатура его преемника еще не названа, хотя известно, что в Белом доме уже побеседовали с несколькими претендентами на эту должность. Леон Панетта, по слухам, уже сообщил Бараку Обаме, что не хочет возглавлять службу национальной разведки. Впрочем, это не удивительно: было бы странно, если бы Панетта нацелился на пост, за ограничение полномочий обладателя которого так яростно боролся. СМИ называют возможным преемником Джона Бреннана, но и он может не захотеть расстаться с текущей работой. В число кандидатов также попали бывший сенатор-республиканец из Небраски Чак Хэйгел, которого ранее называли возможным претендентом на пост госсекретаря, и нынешний заместитель Хиллари Клинтон Джеймс Стайнберг.

Наиболее вероятным кандидатом остается заместитель министра обороны по делам разведки Джеймс Клаппер. Его считают одним из лучших в США специалистов по использованию человеческого фактора в работе разведки: Клаппер убежден, что полагаться только на перехват переговоров и спутниковую съемку нельзя, и надо получать максимум возможной информации путем переговоров, внедрений, подкупа и вербовки агентов. Кроме того, он неоднократно высказывался в пользу обнародования максимального количества данных спецслужб - хотя бы для того, чтобы американцы были уверены, что от разведчиков не скроется ни одна потенциальная угроза. Возможно, в ближайшее время Клапперу представится возможность проверить принципы своей работы на самых масштабных задачах.

Юлия Савицкая

< Назад в рубрику