Россия в перспективе утратит лидирующие позиции на мировом рынке тяжелой бронетанковой техники, если не сможет предложить заказчикам широкий спектр современной и конкурентоспособной продукции. В настоящее же время позиции, занимаемые страной, можно оценить как противоречивые. С одной стороны, Россия является мировым лидером по объемам продаж танковой техники, но с другой, за последние несколько лет проиграла ряд тендеров на поставку танков, причем эти поражения иначе как досадными не назовешь.
Такое мнение 14 апреля 2011 года высказал заместитель директора Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко. По его оценке, среди причин возможного отката России с первого места по объемам поставки танков можно назвать такие, как "узость российских предложений", устаревание техники и "недостаточная гибкость в реагировании на запросы рынка". Рост объемов продаж основных боевых танков Т-90С в последние несколько лет был обеспечен преимущественно Индией и Алжиром, в то время как за пределами этих стран российские машины не показали существенных прорывов.
Что и как
Сегодня экспортные продажи российских танков выглядят весьма впечатляюще. В 2006-2009 годах объем экспорта российских танков, по оценке Центра анализа мировой торговли оружием, составил 482 единицы на общую сумму в 1,57 миллиарда долларов. По этому показателю Россия заняла первое место. На втором месте оказались Германия с 292 танками на 3,03 миллиарда долларов и США с 209 танками на 1,5 миллиарда долларов. Из приведенной статистики видно, что первым и очевидным преимуществом российской техники является ее низкая стоимость.
Согласно предварительному прогнозу, в 2010-2013 годах объем поставки российских танков на мировой рынок увеличится и составит 859 единиц на общую сумму в 2,75 миллиарда долларов. Эта оценка включает в себя будущие поставки по уже заключенным военным контрактам, а также заявленные намерения некоторых государств на покупку и лицензионное производство российских танков. Преимущественно, рост объемов поставки бронетанковой техники будет обеспечен Индией.
Сухопутные войска Индии планируют довести общее число российских танков Т-90С на вооружении до двух тысяч единиц. 310 таких машин Индия получила по контракту, заключенному в 2001 году. В 2007 году Индия приобрела еще 347 танков. Как ожидается, в 2014-2019 годах Индия купит еще 600 единиц Т-90С. В 2006-2009 годах Россия, помимо Индии, заключила контракты на поставку танков в Алжир, Венесуэлу, Азербайджан, Кипр, Уганду и Туркменистан. Эти государства должны получить в общей сложности 413 танков Т-55, Т-72М1М, Т-80У и Т-90С. Часть машин, уже переданных заказчику, поставлялись из запаса Вооруженных сил России.
После исчерпания контрактов с Индией и Алжиром у России не останется крупных покупателей танковой техники, и объемы продаж могут начать снижаться. Кроме того, российская промышленность ведет долгую разработку не только новых образцов военной техники, но и модернизированных вариантов старой. В то же время, другие страны активизировали работы по совершенствованию советских наработок и начали составлять конкуренцию современной российской технике.
По словам Макиенко, "стагнация технического уровня Т-90" при одновременном увеличении его стоимости привела к тому, что китайский VT1A сумел обойти Т-90С в марокканском тендере на поставку основных боевых танков. В общей сложности, по итогам тендера, министерство обороны Марокко закупило у Китая 150 танков VT1A. Поражение России в этом конкурсе иначе как досадным не назовешь. Дело все в том, что Т-90С, хотя и основан конструктивно на Т-72, позиционируется как новая машина. При этом китайский VT1A является доработанным Т-72, по своим характеристикам близким к Т-80УМ2.
При этом Китай начинает все активнее предлагать на экспорт более дешевые танки Тип 96 и в перспективе может вывести на рынок Тип 99 (доработка Тип 98G, основанного на VT1A/MBT 2000). Таким образом, Китай фактически сможет удовлетворять запросы заказчиков в разных ценовых и технических сегментах. И в этом, очевидно, будет преимущество страны в перспективе при участии в международных тендерах: хотите дешевле - вот вам VT1A или Тип 96; нужно удобное соотношение цены и качества - Тип 98; требуется "продвинутый и подороже" - вот Тип 99. Одним словом, все по правилам рынка.
Вероятно, имея в виду именно проигрыш Т-90С в Марокко и появление большого числа образцов китайской бронетанковой техники, главком Сухопутных войск России генерал-полковник Александр Постников 15 марта 2011 года заявил: "Те образцы оружия, которые производит (российская - примечание "Ленты.Ру") промышленность, в том числе бронетанковое вооружение, артиллерия и стрелковое, по своим параметрам не соответствуют образцам НАТО и даже Китая".
На самом деле российская бронетанковая техника пока еще соответствует современным требованиям, но с годами моральное устаревание будет становиться все заметнее. Особенно из-за отсутствия масштабных новых разработок и общей стагнации оборонно-промышленного комплекса, с которой правительство России намерено бороться при помощи целевой государственной программы модернизации "оборонки". Эта программа будет представлена, как ожидается, в ближайшие несколько месяцев.
Впрочем, первые тревожные сигналы поступают уже сейчас. Пока они не могут нанести серьезного урона позициям России на рынке, но без принятия соответствующих мер могут привести к потере лидерства. Кроме проигрыша Китаю, Россия не сумела одержать победу и в малайзийском танковом тендере. В этом конкурсе, который состоялся в 2002 году, победу одержал польский танк PT-91M. Министерство обороны Малайзии, прежде хорошо покупавшее российскую военную технику (правда, преимущественно ЗРК и самолеты), заказало 48 польских танков, которые являются несколько доработанной версией все того же советского Т-72.
А теперь из последних новостей. В конце марта 2011 года командование сухопутных войск Таиланда приняло решение о закупке 200 украинских основных боевых танков Т-84У "Оплот" на общую сумму в семь миллиардов батов (231,1 миллиона долларов). Решение о покупке танков было принято по итогам тендера, в котором принимал участие и российский Т-90С.
Не все так просто
Говоря о победах и поражениях России на внешнем рынке бронетанковой, да и любой другой, техники, следует все же учитывать и политический фактор, который зачастую играет даже большую роль, чем стоимость и технические характеристики предлагаемой продукции. Наиболее ярким примером этого является как раз таиландский тендер. Хотя Т-90С по некоторым техническим характеристикам объективно превосходит Т-84У, соревнование "украинцу", однако же, проиграл.
Дело, очевидно, в том, что Таиланд уже давно покупает военную продукцию украинского производства. В 2007 году, в частности, Таиланд приобрел у Украины 96 бронетранспортеров БТР-3Е1 на четыре миллиарда батов, а в конце 2010 года объявил о намерении купить еще 121 бронетранспортер. Тут следует пояснить, что как правило министерства обороны тех или иных стран, единожды выбрав какую-либо страну в качестве поставщика военной техники, стараются придерживаться закупок именно у этого поставщика. Естественно, если он в состоянии предложить требуемую технику.
Впрочем, таиландская газета Bangkok Post со ссылкой на одного из военнослужащих написала, что солдаты предпочли бы корейские танки K1, также участвовавшие в тендере. Дело в том, что на Т-84У установлен автомат заряжания, который требует полной остановки машины для перезаряжания орудия после того, как боекомплект израсходован. В условиях боя такая остановка делает машину уязвимой. По словам неназванного военного, с этой точки зрения ручное заряжание на K1 гораздо удобнее и лучше автоматического.
В начале 2011 года "Рособоронэкспорт" объявил, что в Саудовской Аравии состоялись сравнительные испытания Т-90, французского Leclerc, американского M1A1 Abrams и немецкого Leopard 2A6. В течение десяти дней танки прошли по 1300 километров в тяжелых климатических условиях и вели стрельбу различными типами боеприпасов. Победу в испытаниях одержал Т-90, в то время как иностранные танки с рядом задач справиться не сумели. Правда, тот факт, что контракт на поставку Т-90С Саудовской Аравии так и не был заключен, в российской госкомпании объяснили лаконично: "Политика".
Но правило политического решения работает преимущественно в тех случаях, когда то или иное государство уже покупало военную технику у какого-либо поставщика в прошлом или имеет вполне определенные стратегические интересы. На новых рынках, особенно в тех странах, где войска вооружены техникой разных производителей разных стран, не последнюю роль играет как раз соотношение цены и качества военной продукции. С этой точки зрения, российская техника пока еще обладает высокой конкурентоспособностью. В пользу российских вооружений говорят их надежность, способность работать в трудных климатических условиях и относительно невысокая стоимость.
Для сравнения, стоимость Т-90С (экспортный вариант Т-90А) составляет в среднем 2-2,5 миллиона долларов за штуку. Дешевле только китайские производные от Т-72. По разным данным, китайский VT1A стоит на внешнем рынке 1,4-1,8 миллиона долларов. В свою очередь польский PT-91M можно купить за 2,7-3 миллиона долларов, а украинский Т-84У, по разным данным, за 2,5-4 миллиона долларов (стоимость одного танка для Таиланда, по предварительным данным, составит 1,2 миллиона долларов). Правда, говоря о ценах на военную продукцию, не следует забывать и о принципе "постоянным и оптовым покупателям - скидки".
В любом случае, чем бы ни был обусловлен проигрыш российских танков на тендерах, производителям следует задуматься и принять меры. Хотя бы потому, что другие страны проводят модернизацию предлагаемых на экспорт образцов ощутимо быстрее, чем Россия. А если говорить о Китае, то это государство с каждым годом наращивает ассортимент предлагаемой на продажу военной техники.
Возможный выход
Восстановлению позиций России на мировом рынке, по мнению Макиенко, может способствовать лишь качественный прорыв. В частности, несколько исправить ситуацию можно доведением до соответствия современным стандартам уже имеющихся танковых платформ. Например, требуется как можно быстрее вывести на внешний рынок модернизированный Т-90А - Т-90АМ. Эта машина, созданная Уральским конструкторским бюро транспортного машиностроения, оснащена новыми автоматом заряжания, приборами наблюдения, защитой и пушкой.
Технические характеристики Т-90АМ пока в полном объеме не известны. В 2010 году первый заместитель министра обороны России Владимир Поповкин заявил, что новая машина получит увеличенную боевую мощь, усовершенствованные приборы ночного видения и броню. Кроме того, в модернизированном Т-90 боевое отделение будет вынесено в отдельный отсек. Однако перспективы Т-90АМ пока туманны. По словам Макиенко, Министерство обороны России еще не определилось с планами на эту машину.
Преимущества покупки российской военной техники может нивелировать ее послепродажное обслуживание. В конце февраля 2011 года директор ФСВТС Михаил Дмитриев заявил: "Еще во времена СССР недооценивалась очень важная составляющая нашей деятельности - ремонт техники, модернизация, поставка запчастей, инструментов и принадлежностей. Мы это, к сожалению, унаследовали, и преодолеть это наследие оказалось не так просто". При этом Дмитриев отметил, что параллельно с ростом цен на военную продукцию такое положение вещей отрицательно сказывается на конкурентоспособности российской оборонной продукции.
Долгое время определенную надежду внушал и "Объект 195" (Т-95) - танк принципиально новой конструкции. Этот ОБТ имел расположение экипажа в изолированном отделении, новые системы наблюдения и управления огнем, информационно-управляющую систему, систему активной защиты и новые двигатели. Министерство обороны России прекратило финансирование проекта создания "Объекта 195" в 2010 году. В качестве причины такого решения были названы слишком высокая стоимость машины и ее техническая сложность.
По словам генерального директора "Уралвагонзавода" Олега Сиенко, несмотря на закрытие программы "Объекта 195" предприятие продолжает модернизацию этой машины на собственные средства, поскольку видит в танке "все же больше положительного, чем отрицательного". В 2010 году сообщалось, что в качестве замены Т-95 в госпрограмме вооружений на 2011-2020 годы заложено создание "унифицированной тяжелой платформы", которая будет разрабатываться под шифром "Армата". Предполагается, что эта машина будет проще и дешевле Т-95, но унаследует ряд его технологий.
В то же время нельзя не отметить определенную "завязанность" российских предприятий на гособоронзаказ. Имеется в виду следующее: на экспорт поставляется лишь та техника, которая была принята на вооружение в СССР или России. При этом за рубежом существует практика поставки на экспорт упрощенных версий военной техники, которую по каким-либо причинам местное министерство обороны отказалось принимать на вооружение. Еще более широко распространена практика создания совместных предприятий с зарубежными компаниями по разработке новой военной техники для внутреннего употребления и на экспорт.
По этому пути Россия, как видится, только начинает идти. Из существующих сегодня продуктов подобных СП на ум приходят разве что крылатые ракеты "БраМос" и истребители FGFA совместной российско-индийской разработки, да гранатометы "Хашим", производство которых создается в Иордании. Теоретически такую практику можно перенести на совместную разработку боевых машин пехоты, зенитных ракетных комплексов, танков, бронетранспортеров и вертолетов. Главное в современном мире - поспеть за рынком.