В четверг, 28 апреля, президент США Барак Обама официально объявил о смене руководства Пентагона и ЦРУ. Новым министром обороны страны вместо уходящего в отставку Роберта Гейтса станет нынешний глава Центрального разведывательного управления Леон Панетта. Его место, в свою очередь, займет командующий Международными силами содействия безопасности в Афганистане (ISAF) Дэвид Петрэус, которого сменит замглавы Центрального командования Вооруженных сил США Джон Аллен.
Известия о предстоящем назначении нового главы Пентагона появились еще полгода назад: в августе 2010 года Роберт Гейтс, которому на тот момент вот-вот должно было исполниться 67 лет, заявил о намерении уйти в отставку следующим летом. О том, что на его место будет назначен именно 72-летний Леон Панетта, в СМИ заговорили в начале апреля, причем уверенность источников в достоверности этой информации крепла с каждым днем. Более того, позже выяснилось, что кандидатуру Панетты в качестве своего преемника глава Пентагона предлагал сразу, как только задумался о пенсии.
Роберт Гейтс стал единственным за всю историю США министром обороны, которому удалось сохранить свой пост при смене президента. Заняв должность главы Пентагона еще в 2006 году при Джордже Буше-младшем, Гейтс сумел вскоре переломить ход кампании в Ираке, которая надолго стала одним из главнейших приоритетов внешней политики Вашингтона. Считается, что именно из-за обширного опыта, полученного Гейтсом в ходе войны в Ираке, Барак Обама решил не менять его на другого министра. В частности, именно при Гейтсе в Ирак был введен дополнительный контингент, с помощью которого и удалось добиться перевеса весов в сторону США, а затем начался постепенный вывод войск. Практически полный уход американских военных из страны произошел уже при Обаме. Позже схожая стратегия была использована и в Афганистане: дополнительные войска были введены туда в конце 2008 - начале 2009 года, в то время как вывод всех американских войск должен начаться летом 2011 года
В связи с формальным окончанием войны в Ираке и скорым уходом из Афганистана смена министра обороны рассматривается многими в качестве логического завершения некоего этапа в военной политике США. Тем не менее, задачи, поставленные перед преемником Гейтса, окажутся далеко не простыми. Во-первых, несмотря на вывод войск из Ирака и решении об их уходе из Афганистана военные операции в обеих странах пока еще не закончились, причем США отводится в них не последняя роль. Основной причиной такого положения вещей является неготовность местных силовиков самостоятельно обеспечивать безопасность.
Во-вторых, Панетте предстоит непростое решение о том, продолжать ли участие в международной операции против ливийского лидера Муаммара Каддафи. Когда кампания находилась только на стадии обсуждения, Роберт Гейтс выступал резко против какого-либо участия страны в боевых действиях. Тем не менее, глава Пентагона был вынужден подчиниться, когда на отправке к берегам Ливии сил ВМС и ВВС страны настояли госсекретарь Хиллари Клинтон и сам Барак Обама.
Ну и наконец, одной из самых сложных задач, ожидающих нового министра обороны, станет формирование военного бюджета, из-за которого Гейтс уже успел поспорить с президентом. В апреле Обама объявил о сокращении бюджета США на 4 триллиона долларов за 12 лет, при этом оборонные расходы, по его словам, должны быть урезаны на 400 миллиардов долларов. Гейтс в ответ на это возразил, что подобное сокращение грозит существенным снижением обороноспособности страны, и заявил о необходимости проведения тщательного анализа военного бюджета. До окончания этой проверки министр обороны обсуждать масштабы секвестрования оборонных расходов отказался.
Комментируя назначение Панетты, эксперты отмечают, что, несмотря на отсутствие у него обширного военного опыта, нынешний глава ЦРУ скорее всего успешно справится с новыми задачами. В пользу этого, по их мнению, говорит огромный опыт Панетты в бюджетной сфере в бытность руководителем бюджетного комитета Палаты представителей, а затем и административно-бюджетного управления в аппарате Билла Клинтона. Кроме того, за время своей карьеры, начиная с поста главы администрации Клинтона и заканчивая должностью директора ЦРУ, Панетта продемонстрировал блестящие способности находить компромиссы и выходить сухим из воды. Наконец, Леон Панетта считается одним из самых лояльных соратников нынешнего президента, а также хорошо знаком с Хиллари Клинтон со времен работы в администрации ее супруга.
Кроме того, не исключено, что назначение Панетты на пост главы Пентагона ознаменует собой наступление в оборонной политике США нового этапа. Как уже отмечалось, у нынешнего руководителя ЦРУ нет особого опыта военного командования. Между тем именно при нем произошла активизация нанесения силами ЦРУ точечных ударов по противникам, наиболее ярким примером которых стали операции с использованием беспилотных летательных аппаратов (БПЛА). Именно такую тактику управление использует против боевиков "Талибана" и "Аль-Каеды" в Пакистане и Йемене.
В пользу этой версии говорит тот факт, что схожей тактики придерживается и Дэвид Петрэус. Аналитики отмечают, что для него освоиться на новой работе, ради которой он покинет армейские ряды, не составит особой сложности. Причиной тому является то, что генерал с давних пор тесно сотрудничает с ЦРУ, причем спецоперации, проводимые Пентагоном и разведуправлением, начинают все больше походить друг на друга. Если военные все чаще прибегают к практике нанесения точечных ударов с привлечением минимальных людских ресурсов и использованием максимальных объемов разведданных, то операции ЦРУ все чаще приобретают черты военных кампаний. Есть основания полагать, что новые назначения в обоих ведомствах лишь ускорят их взаимное сближение.
Тем временем, если полной уверенности в будущем военной политики США пока нет, то в том, что перестановки действительно произойдут, можно почти не сомневаться. Комментируя грядущие назначения, сенаторы, которым предстоит утвердить кандидатуры новых глав Пентагона и ЦРУ, уже выразили полную готовность их поддержать.