В начале сентября 2011 года деловые СМИ со ссылкой на свои источники начали писать о дефиците топлива в аэропортах Москвы. Позднее выяснилось, что авиакеросина может не хватить и екатеринбургскому "Кольцово", крупнейшему аэропорту Урала. Спустя несколько дней дефицит был ликвидирован, но что стало его причиной — до сих пор загадка.
Впервые о дефиците топлива в московских аэропортах сообщило агентство "Интерфакс" со ссылкой на свои источники. По их данным, топливо в аэропорты недопоставлялось уже две недели: при общем спросе в 270 тысяч тонн авиакеросина на биржах можно было купить только пять тысяч вместо привычных 30-70 тысяч тонн. Из-за резкого снижения поставок аэропорты могли встать 5-10 сентября, отмечали источники "Интерфакса".
То, что ситуация действительно оказалась серьезной, стало понятно через несколько часов, когда Росавиация сообщила о намерении попросить топлива у Росрезерва. По подсчетам чиновников, аэропортам не хватало 180 тысяч тонн авиакеросина. Для сравнения, в конце июля Росрезерв выделил МЧС для бесперебойной работы пожарной авиации только пять тысяч тонн топлива.
В конце дня 2 сентября тревожные новости дошли и до премьер-министра Владимира Путина. Через своего пресс-секретаря Дмитрия Пескова он сообщил, что готов подписать указ о распечатывании резервов.
Впрочем, за несколько часов до этого стало понятно, что из Росрезерва топливо может и не потребоваться: "Транснефть" сообщила, что увеличила прокачку нефтепродуктов по своим трубопроводам и пообещала, что дефицит в ближайшее время сойдет на нет. Однако в Росавиации сразу же после этого предупредили, что опасаться необходимо не только авиакомпаниям, базирующимся в московских аэропортах, но и тем, которые летают из "Кольцово" в Свердловской области. По данным Росавиации, на нефтяной бирже в Омске, где можно купить топливо для "Кольцово", авиакеросин отсутствует. Между тем, на сентябрь в этом аэропорте было законтрактовано только шесть тысяч тонн топлива из необходимых 14.
В выходные, 3 и 4 сентября, скандал с дефицитом никак не развивался — рейсы в аэропортах проходили по расписанию, о нехватке топлива не сообщалось. А уже в понедельник, 5 сентября, в московских аэропортах и в "Кольцово" заявили, что у них есть топливо на три дня, как и положено российским законодательством. И даже на большее время: в екатеринбургском аэропорте, например, отметили, что им керосина хватит на семь дней. Представители уральского аэропорта, как передает "Интерфакс", также добавили, что сложности на Урале могли возникнуть из-за того, что все силы были брошены на столицу.
Таким образом, история с дефицитом топлива, казалось бы, завершилась, даже не успев толком начаться. Однако самое интересное в ней - не ход событий, а то, что пока так никто и не смог объяснить - что же стало причиной дефицита. Разбираться с этим уже решили и в Генпрокуратуре, но ее расследование могут затянуться на многие месяцы. А это означает, что московские аэропорты от повторения "дефицитной ситуации" не застрахованы.
Причины
2 сентября в прессе появились две версии возникновения дефицита: снижение мощности ряда нефтеперерабатывающих заводов (в частности, назывались НПЗ "Лукойла") из-за давно запланированной профилактики и выполнение контракта Минобороны, на который потребовались все мощности НПЗ.
Впрочем, вторую версию чиновники опровергли почти сразу же. В Минобороны заявили, что в Подмосковье у них только два аэропорта — "Кубинка" и "Чкаловский" — и ни один из них по объемам закупаемого авиакеросина не сопоставим с "Шереметьево" или "Домодедово".
Опровержения первой версии пришлось ждать довольно долго — только 5 сентября газета "Коммерсантъ" написала со ссылкой на центр "Кортес", что, по предварительным данным, в августе 2011 года на НПЗ для Москвы было произведено приблизительно около 325 тысяч тонн топлива, то есть лишь на 15 тысяч тонн меньше, чем в июле. Такое незначительное снижение вряд ли могло привести к дефициту керосина в столице. С другой стороны, в августе наблюдается традиционный рост пассажиропотока из-за сезона отпусков, но и он не мог вынудить аэропорты потреблять в разы больше топлива.
В "Кортесе", по данным "РБК daily", также отметили, что скорее всего с биржи сделки ушли на внебиржевой рынок: авиакомпании, чтобы избежать лишних посредников, покупают топливо напрямую у производителей. Именно поэтому, кстати, крупные перевозчики по поводу кризиса с авиакеросином не очень волновались: у них есть долгосрочные контракты с нефтяниками.
Свое мнение о нехватке авиакеросина высказали и в "Транснефти": оператор трубопроводов посетовал на то, что возникают сложности с доставкой авиакеросина по железной дороге. Эту мысль впоследствии развили в министерстве энергетики, заявив, что сбой произошел при поставке в московские аэропорты продукции Ярославского НПЗ. В РЖД информацию чиновников сразу же опровергли.
Наконец, о причинах дефицита к 5 сентября стали говорить и независимые эксперты. Так, заместитель руководителя комитета Госдумы по транспорту Сергей Гаврилов заявил "Коммерсанту", что у нефтяных компаний есть авиатопливо, но продавать они его не хотят, чтобы на нефтепродукты поднялась цена.
Кроме того, в "Коммерсанте" и "Ведомостях" одновременно появилась и еще одна версия, согласно которой дефицит топлива возник из-за подготовки нефтяников к зиме. Владимир Путин в 2011 году в очередной раз попросил нефтяников не допустить роста цен на нефтепродукты зимой. Кроме того, в первой половине года было принято решение о закупке в Росрезерв зимнего дизельного топлива, а в августе в Минэнерго сообщили, что готовы закупить для этих целей 515 тысяч тонн нефтепродуктов. Именно на дизельное топливо могли отвлечься нефтеперерабатывающие заводы. В таком случае речь идет уже не о сговоре нефтяных компаний, а о том, что чиновники просто не рассчитали мощности российских НПЗ.
Следствие
Понятно, что когда в прессе называется столько причин, то, скорее всего, дефицит возник из-за совокупности нескольких факторов. В этом всем и будет разбираться Генпрокуратура, которая вмешалась в ситуацию 5 сентября. Кроме того, проверять нефтяников дополнительно будет Федеральная антимонопольная служба: ей направила запрос все та же Генпрокуратура.
Таким образом, нефтяникам краткосрочный дефицит топлива, скорее всего, не принесет ничего хорошего, хотя об очередной серии каких бы то ни было антимонопольных дел говорить пока рано.
Еще одним следствием станет изменение правил работы аэропортов: вполне возможно, что в ближайшем будущем их обяжут хранить не трехдневный запас топлива, а, скажем, недельный: с такой инициативой уже выступили в министерстве энергетики.
Главным же результатом всего скандала следует считать то, что он стал публичным: о дефиците топлива в московских аэропортах узнали практически все, кто хоть чуть-чуть интересуется новостями. Это означает, что к теме еще какое-то время будет приковано пристальное внимание. Следовательно, заинтересованным сторонам совершить сговор, подписать тайное соглашение или скрыть что-нибудь, что может привести к кризисной ситуации, будет сложнее. Таким образом, хоть ненамного, но риск следующего дефицита снизился.