Робкие шаги Эксперты раскритиковали закон о контроле над расходами чиновников

В начале апреля в Госдуму был внесен законопроект о контроле над расходами чиновников. Согласно документу, госслужащие будут обязаны доказывать законность своих крупных покупок. Закон позиционируется как серьезный шаг по борьбе с коррупцией, однако многие сомневаются в его эффективности. Эксперты и политики отмечают, что закон "робкий" и не будет работать без дополнительных антикоррупционных мер.

Законопроект был подготовлен администрацией президента РФ. В настоящее время документ находится на обсуждении в Государственной Думе, и президент Дмитрий Медведев просил партию "Единая Россия" обратить на него "пристальное внимание". Законопроект был разработан в сжатые сроки - о необходимости такой нормы глава государства заявил в конце декабря 2011 года, и уже через три месяца документ был готов.

Считается, что законопроект де-факто является ратификацией 20 статьи Конвенции ООН против коррупции, но на самом деле это не совсем так. Статья предусматривает борьбу с незаконным обогащением чиновников, но о декларировании расходов там ничего не сказано. В настоящее время закона о такой процедуре нет ни в одном из государств мира. В некоторых странах госслужащие публикуют свои расходы, но это является вопросом этики. Среди подобных примеров - Япония.

Суть законопроекта сводится к следующему (с самим документом можно ознакомиться здесь). Чиновники будут вынуждены объяснять происхождение денежных средств на покупки, по своей стоимости превосходящие доход их семей за три года. Если служащий не сможет доказать законность потраченных денег, приобретенное имущество изымается государством.

Проверяться будут те покупки, которые регистрируются в России, в том числе движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги. На один из минусов законопроекта СМИ обратили внимание сразу - в законе ничего не сказано о таких предметах роскоши, как произведения искусства, дорогие часы или ювелирные украшения. Кроме того, чиновник может совершать не совсем обычные, но очень дорогие покупки (например, вложить деньги в стадо коров). О приобретениях чиновников за рубежом в документе также ничего не говорится.

12 апреля законопроект обсуждался в формате "Открытой трибуны". В дискуссии приняли участие представители всех парламентских и непарламентских зарегистрированных партий, депутаты Госдумы, привлеченные эксперты. Из обсуждения стало ясно, что к законопроекту существует достаточно много вопросов, и систему контроля за расходами государственных служащих "шлифовать" придется еще долго.

Кнут и пряник

Михаил Барщевский. Фото РИА Новости, Руслан Кривобок

Михаил Барщевский. Фото РИА Новости, Руслан Кривобок

Lenta.ru

Норма о трехлетнем доходе семьи объясняется тем, что только три года назад госслужащие начали декларировать свои заработки. А что касается проверки только тех покупок, которые находятся в российской юрисдикции, то отследить приобретения за рубежом практически невозможно. Так объяснил спорные статьи законопроекта полпред правительства в высших судебных инстанциях Михаил Барщевский.

По его мнению, необходимо принять еще несколько мер, которые позволили бы контролировать расходы. Во-первых, стоит ежегодно проводить "тотальную" проверку (включающую и оперативные мероприятия) каждого сотого чиновника, выбираемого случайно. Кроме того, необходимо поощрить (вплоть до возврата части НДС) покупки через банковские карты. Сейчас покупки, совершаемые за наличные деньги, отследить очень сложно.

Барщевский заметил, что все эти меры относятся к "кнуту", в то время как государство забывает о "прянике" - доходах чиновников. По его словам, средние зарплаты госслужащих в некоторых случаях меньше, чем в среднем по Москве. Его поддержал и сенатор Александр Починок. Он отметил, что в двадцати ведомствах в столице зарплата намного уступает доходу среднестатистического жителя Москвы, а пенсия министра - меньше пенсии полковника.

По мнению сенатора, сначала необходимо монетизировать все льготы чиновников - выдавать им деньги на возможные издержки, отменив, в том числе, служебный транспорт и "госдачи", а уже потом эти расходы контролировать. Что касается подарков, считает Починок, то их необходимо сдавать государству, так как доходы многих чиновников растут за счет подарков или передачи в их пользование различного имущества. Ну и, конечно, запретить госслужащим иметь оффшорные счета.

Кроме того, отмечает сенатор, по текущей редакции законопроекта в странной ситуации окажутся те госслужащие, которые уже пришли во власть из бизнеса и имели значительные средства - такие часто встречаются среди губернаторов. Их расходы вполне могут превзойти доходы на госслужбе. Поэтому, полагает Починок, доходы необходимо фиксировать на "входе в систему", а потом уже контролировать "прирост", случившийся за время работы на госслужбе.

Борьба с самим собой

Глава партии "Яблоко" Сергей Митрохин считает, что без общественного контроля законопроект не будет работать вообще, так как чиновники сами не смогут бороться с коррупцией. Он отметил, что в действующей редакции законопроекта об информации о расходах сказано, что она "может публиковаться в интернете", так как на самом деле это должно происходить в обязательном порядке.

Барщевский предлагает проводить антикоррупционные расследования "спецпрокурорам" - публичным лицам, которые проводят за всю жизнь всего одно такое расследование, и, как следствие, не связаны различными корпоративными узами. По замыслу полпреда правительства, такое расследование должно стать делом жизни гражданина, по которому "его внуки будут судить о нем". Пока, конечно, эта идея далека от воплощения.

Тогда, считает Митрохин, общественность сможет работать с этими данными и контролировать расходы чиновников, в том числе обращаясь в государственные органы, заставляя их проводить проверки. Митрохин также отмечает, что в законе не зафиксирована обязанность проверяющих реагировать на соответствующие запросы. "Чиновник начальнику не нравится, и в отношении него будет десять проверок, а лучший друг с огромными дачами останется неприкосновенным", - замечает политик.

О том, кто, собственно, должен проверять расходы чиновников, споров возникло много. Так, глава российского отделения Transparency International Елена Панфилова отметила, что проверки со стороны Совета при президенте по противодействию коррупции, в который войдут "те же самые чиновники", вряд ли будут эффективны. Но и другие предложенные участниками дискуссии кандидатуры, в частности Федеральная налоговая служба, также подверглись критике, так как по сути это те же госслужащие.

Были названы и другие существенные минусы законопроекта. Так, контроль предлагается установить за расходами несовершеннолетних детей и супругов чиновников, в то время как имущество может быть записано на родителей или других родственников госслужащего. Кроме того, закон легко обойти, если в стоимости покупки указать цену, намного ниже реальной.

Лидер ЛДПР Владимир Жириновский заявил, что в целом поддерживает проект, но отметил, что в существующем виде закон просто "заставит всех бояться". По его мнению, чиновники будут "ухищряться" обходить закон или просто будут тратить больше денег за рубежом, не покупая недвижимость и автомобили в России. Политик предложил вспомнить советское время, когда "для соседей люди ужинали с консервами", а потом втайне пировали "с икрой".

Заявительный характер

Андрей Ильницкий. Фото с персонального сайта

Андрей Ильницкий. Фото с персонального сайта

Lenta.ru

Как рассказал "Ленте.ру" замруководителя ЦИК "Единой России" и основатель либерального клуба партии Андрей Ильницкий, философия закона такова, что он носит заявительный характер и не предусматривает серьезных карательных механизмов. "Закон робкий, на него можно повесить ярлык, что он носит декларативный характер, но его нужно приветствовать", - отметил единорос.

Ильницкий подтверждает, что в документе много недоработок. Так, согласно законопроекту, чиновник может уйти от ответственности, разбив крупную покупку на несколько платежей. Кроме того, в документе не прописано, что, будучи уволенным за чрезмерно большие расходы, чиновник не сможет трудоустроиться на госслужбу снова. Общественные организации или СМИ, заявившие о необходимости проверки служащего, не участвуют в процессе, а результаты получают лишь с согласия самого проверяемого.

Не оговаривается в документе и ответственность проверяющих за качество проведенных мероприятий. "Нужна совершенно независимая служба, и целесообразно все-таки будет включение общественности, чтобы она узнавала о ходе ведения проверки", - говорит Ильницкий, отмечая, что законопроект будет еще дорабатываться.

В то же время, судя по данным, которые во время дискуссии привела социолог Елена Башкирова, граждане России вряд ли ожидают от подобного законопроекта "декларативных" мер. По ее словам, в настоящее время более 90 процентов населения поддерживает антикоррупционные проекты, но только десять процентов верят, что они будут осуществлены. Это означает, что уровень неприязни и недоверия к государственным органам среди населения остается на очень высоком уровне. По словам Башкировой, соцопросы показывают, что первоочередным требованием избирателей во время недавнего кризиса было сокращение доходов чиновников как минимум на 30 процентов.

Лихие 90-е закончились.
Добро пожаловать в реальный мир
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше