Новости партнеров

Перец раздора

Nemiroff растерял свои позиции в России

Водка Nemiroff, которая долгие годы оставалась одной из самых популярных в России, в 2012 году уступила свои позиции крепким напиткам других украинских производителей. Причиной стал тянувшийся еще с 2010 года конфликт между семьями - владельцами одноименной компании. История Nemiroff еще раз показала, что если в партнерах нет согласия, это может подкосить даже самый успешный бизнес.

Водка Nemiroff долгое время занимала самые прочные позиции на российском рынке. Многие телезрители могут вспомнить рекламу 2000-х годов с известным украинским боксером Виталием Кличко, под лозунгом "Nemiroff. Все дело в перце". Бренд не только уверенно держался в среднем сегменте, имея за собой репутацию хорошей и не очень дорогой водки, которую делают "братья-украинцы", но и активно развивал премиальные продукты.

По итогам 2010 года Nemiroff занял пятое место среди самых продаваемых водок в мире с объемом реализованной продукции в 8,3 миллиона дал (один дал равен десяти литрам). На Украине Nemiroff был абсолютным лидером с долей рынка более чем в 17 процентов. Но значительная доля продаж водочной компании приходилась на Россию.

В 2010 году под брендом Nemiroff в Россию было импортировано 2,44 миллиона дал водки на сумму более 76 миллионов долларов. В общем объеме импорта водки в Россию доля компании составила 31 процент в натуральном выражении и 25,35 процента - в денежном. Но к 2012 году ситуация поменялась.

В 2011 году импорт водки Nemiroff в Россию упал на 63 процента. По данным таможенной статистики, в первом полугодии 2012-го в РФ было ввезено продукции компании всего на 0,17 миллиона дал. Место Nemiroff на российском рынке заняли украинские игроки "Мегаполис" (водка "Хортица") и компания НАТ ("Хлебный дар"). Вместе они импортировали крепкого напитка на 0,72 миллиона дал.

Причиной падения импорта, безусловно, является корпоративный конфликт в Nemiroff, из-за которого поставки продукции компании из Украины в Россию были временно парализованы.

Семейное дело

Компания Nemiroff была основана в 1992 году в городе Немирове в Винницкой области на Украине (собственно, оттуда же взялось и название бренда). Основными производственными мощностями компании являются два ликеро-водочных завода и спиртовое производство, которое расположено также в Винницкой области. В России компания имеет собственное торговое представительство, а некоторое количество водки разливается на местных заводах.

Основными акционерами компании являются Яков Грибов и Анатолий Кипиш, которым вместе с родственниками принадлежит 74,98 процента акций Nemiroff. Остальные ценные бумаги контролирует Александр Глусь - его отец Степан был одним из основателей компании (по другим данным, он является единственным основателем). Между ними и разгорелся конфликт.

В конце 2010 - начале 2011 года владельцы компании активно вели переговоры о ее продаже. В числе претендентов на Nemiroff назывались чуть ли не все мировые лидеры: Brown-Forman (виски Jack Daniels), Stock Spirits (бренди Stock V.S.O.P), Pernod Ricard (водка Absolut) и польская CEDC (выпускает водку "Журавли", а также самую популярную водку в России - "Зеленую марку"). Одним из наиболее вероятных покупателей назывался "Русский стандарт" российского бизнесмена Рустама Тарико.

Но сделка провалилась - стороны не смогли договориться о цене. По данным деловых СМИ, тот же Тарико готов был заплатить 300 миллионов долларов (называлась также цифра в 350 миллионов плюс премия) за компанию, но акционерам показалось мало этих денег. В результате акционеры объявили, что компания не продается, а Александр Глусь еще и добавил, что был с самого начала против продажи и что сейчас "создана платформа для развития компании".

Тогда же разошлись взгляды собственников компании на ее дальнейшее развитие. Грибов и Кипиш в феврале 2011 года провели собрание совета директоров, на котором приняли решение назначить главой совета Грибова вместо Глуся. Кроме того, они отозвали с должности генерального директора Аллу Глусь - мать Александра. Сам Грибов пояснял, что было принято решение передать компанию наемным менеджерам, а за акционерами сохранить функции стратегического управления.

В свою очередь, Глусь заявлял в СМИ, что он был бы не против видеть на руководящем посту наемного менеджера, но не близкого к Анатолию Кипишу человека. Вскоре украинские суды восстановили за Глусями их посты, признав нелегитимным их отстранение. Тем не менее, работа завода Nemiroff была остановлена до июня, когда вернулось старое руководство.

Не сменив руководство в Украине, Грибов и Кипиш решили "начать наступление" в России - в августе 2011 года генеральный директор российского представительства компании Григорий Савинов был сменен Владимиром Железновым. В результате отгрузки водки из Украины в Россию прекратились. Яков Грибов тогда же заявил, что часть производства Nemiroff будет перенесена в Россию.

Он пояснил, что компания не хотела бы терять долю рынка в России, а поставки остановлены, так как мажоритарные акционеры не могут сменить руководство на Украине. На тот момент было уже известно, что каждая сторона сделала партнерам предложение о продаже своей доли, но договориться у них не получалось. Грибов отмечал, что "конфликт затянулся" и одна из сторон "должна продаться". Это же подтверждал и Глусь: он говорил, что оценивает действия Грибова и Кипиша как попытку сбить цену при покупке пакета его семьи.

Восстановить в должности Григория Савинова Александру Глусю удалось только в феврале 2012 года решением суда Никосии (60 процентов торгового дома Nemiroff в России принадлежит кипрской компании). В суде Глусь доказывал свою правоту теми же аргументами, которыми и отстаивал свои позиции в компании: акционеры не имеют права принимать решения без ведома друг друга. В результате поставки водки Nemiroff в РФ были возобновлены.

Наладить же производство Nemiroff в России Грибову и Кипишу, по всей видимости, не удалось. Сначала акционеры объявили, что водку начали разливать на заводах в Пензенской области и Татарстане. В свою очередь, Глусь заявил, что если решение о производстве и было принято, то оно незаконно, так как это было сделано без его согласия. Произведенную в России водку он призывал считать "фальсификатом". В головной компании, как и ожидалось, информацию о переносе производства опровергли.

Уже несколько месяцев в отношении между акционерами сохраняется определенное затишье, и они не предпринимают каких-либо значимых шагов. Судя по всему, ситуация "патовая", ни одна из сторон не может одержать верх. Но если акционеры не смогут договориться в ближайшее время, то последствия для бизнеса Nemiroff могут быть еще хуже, чем временная потеря российского рынка.

Экономика00:01 3 сентября

На автомате

Смогут ли будущие российские пенсионеры победить роботов