Выговор на высшем уровне

Путин наказал министров за "неправильный" бюджет

Дмитрий Медведев и Владимир Путин. Фото РИА Новости, Екатерина Штукина

Президент России Владимир Путин 18 сентября раскритиковал трех министров правительства и рекомендовал премьеру Дмитрию Медведеву объявить им выговор. Причиной стал неудовлетворительный, с точки зрения главы государства, проект бюджета. Таким образом, назревшие противоречия между программой экономии средств и социальной направленностью трехлетнего финансового документа привели к конфликту на самом высоком уровне, чего и следовало ожидать.

7 мая, сразу после инаугурации, Владимир Путин подписал серию указов, которые зафиксировали его обещания, данные в ходе президентской избирательной кампании. Будущий глава государства обещал россиянам реализовать ряд программ социального назначения: повысить качество здравоохранения и образования, поддержать науку, сделать доступным жилье, добиться улучшения демографических показателей и так далее. Все это означало, что государственные расходы по соответствующим статьям должны вырасти. В июле Путин подтвердил свои намерения, потребовав от министерств разработать детальный план действий по этим направлениям.

Но тут коса нашла на камень - еще летом Минфин дал понять, что намерен придерживаться "бюджетного правила", минимизации нефтегазового дефицита и в целом настроен на экономию. В частности, расходы на здравоохранение должны будут в 2013-2015 годах сократиться на четверть, на образование - на 10 процентов, а траты на социальную политику будут находиться в состоянии стагнации. При этом другие поручения руководства страны, в частности, наращивание расходов на оборону и безопасность, будут в целом выполнены - здесь никаких противоречий нет.

Из актуального прямо сейчас можно выделить игнорирование требований роста минимального размера оплаты труда. Уже в текущем году он, согласно обещаниям Путина, должен был вплотную приблизиться к прожиточному минимуму. Однако в реальности он увеличится лишь на 13 процентов, по-прежнему проигрывая целевой отметке почти 30 процентов.

Таким образом, заявления президента и премьер-министра раз за разом оказывались диаметрально противоположны реальным предварительным результатам бюджетной работы. До поры до времени это никого не смущало, но на этой неделе, сразу после официальной публикации проекта основного финансового документа, конфликт вырвался наружу. Путин заявил, что "если все там так и оставить, как в проекте изложено, то и другие пункты этих указов исполнены быть не могут. Я уже это вижу, а они должны быть исполнены".

Ответственность за провал президент возложил на трех министров - Олега Говоруна из Минрегиона, Дмитрия Ливанова из Минобрнауки и Максима Топилина из Минтруда. Путин рекомендовал Дмитрию Медведеву объявить соответствующим чиновникам выговор, добавив, что "работа министра предполагает личную, персональную ответственность за отрасль, и если что-то не выполняется, то ответственность нужно нести лично".

Достаточно сложно понять, почему под удар попали именно эти министры. Президент ничего не сказал в адрес Минздравсоцразвития, да и ключевое ведомство, ответственное за внедрение мер экономии - Минфин - осталось в тени. Равно как и лично Медведев, который за формирование бюджета отвечает напрямую, оказался вне критики. Если последнее еще можно понять, исходя из системы взаимоотношений между президентом и премьером, то молчание в адрес того же министерства финансов Антона Силуанова выглядит странным.

Однако противоречия вскрылись, и теперь их каким-то образом предстоит разрешить. Сразу стоит отметить, что полная реализация мер, предусмотренных Путиным в его майских указах, потребует дополнительных расходов в размере 1 триллиона рублей в год. Между тем, бюджет следующего года и без этой дополнительной нагрузки будет дефицитным, причем разница между расходами и доходами окажется довольно приличной - более 500 миллиардов рублей, или 0,8 процента ВВП.

Подобного рода конфликты были свойственны правительству и в прошлом. Минэкономразвития и ведомства социального блока всегда требовали более низких налогов и более высоких расходов, тогда как Минфин настаивал на железной фискальной дисциплине, позволявшей принимать профицитный или хотя бы сбалансированный бюджет. Но в те времена все это не выходило за рамки перепалки между министерствами, в то время как Путин и, как правило, Медведев стояли "над схваткой". Прошлой осенью, впрочем, Медведев впервые позволил себе открыто вступить в борьбу и жестко поставить на место тогдашнего министра финансов Алексея Кудрина, вознамерившегося поспорить с главой государства по вопросу о военных расходах. Кудрин, возглавлявший министерство в течение 11 лет, после этого был уволен.

Теперь же ситуация изменилась, и административными мерами ее уже не поправишь. Дело в том, что одновременно увеличивать расходы и вести жесткую фискальную политику невозможно. Следовательно, придется либо повышать налоги, либо больше занимать. Первый вариант для руководства страны не слишком приемлем, второй также не пользуется особой популярностью. Но "по щучьему велению", просто приказав министрам "нести ответственность", результат обеспечить невозможно. В самом лучшем случае при таком подходе можно будет добиться более внятного освоения уже зарезервированных средств, но сейчас вопрос стоит вовсе не об этом. Президент поставил перед правительством по сути неразрешимую задачу: в условиях бюджетного дефицита изыскать для масштабных программ дополнительные - и большие - деньги.

Помимо бюджета, недовольство Путина вызвала и ситуация с пенсионной реформой. В последние несколько месяцев чиновники каких только ухищрений ни выдумывали, лишь бы не касаться самого болезненного вопроса - повышения возраста выхода на пенсию. Но все предложенные варианты не позволяют кардинально снизить дефицит Пенсионного фонда, который с каждым годом только растет. Ведомства в итоге так и не выработали никакого конкретного решения, а время отчаянно поджимает - до конца сентября проект должен быть готов. Но если его и представят в срок, то не факт, что реакция Путина не окажется еще более острой (по соображениям, изложенным выше).

В любом случае, некоторая ясность в ситуации как с бюджетом, так и с пенсиями должна наступить уже в ближайшее время. 20 сентября правительство встретится для того, чтобы еще раз подробно обсудить финансовый закон, а к 1 октября он уже должен быть внесен в Госдуму. Но, судя по необычно жесткой риторике главы государства, прежде, чем бюджет окажется у законодателей, ему предстоит претерпеть немало каких-то очень существенных перемен.

подписатьсяОбсудить
Опять задержка...
Невыплаты зарплат становятся основной причиной трудовых конфликтов
Празднование итогов референдума. Симферополь, 16 марта 2014 года«Чем ярче эйфория, тем тяжелее отходняк»
Кумовство, коррупция и бездорожье — что говорят крымчане о жизни на полуострове
Представители избирательной комиссии у оленеводов в ЭвенкииСамое место
МКС, вертолет, яранга и другие необычные помещения для голосования
Так любил, что почти убил
Фотоистория о женщинах, изуродованных «во имя чести»
Мистер Кайф
Чьей жизни завидуют в соцсетях
Игорь Ротарь на входе в индейскую резервацию. Надпись на плакате: «Незаконно проникающие нарушители будут застрелены. Выжившие будут застрелены еще раз». «Быть застреленным копами тут проще, чем в России»
Рассуждения россиянина, живущего в Сан-Диего, о свободе в США и РФ
Потей с Кайлой
Чем автор фитнес-программы Bikini Body Guide привлекла пять миллионов фанатов
«Она определенно сошла с ума»
Мужья любительниц Instagram поделились своей болью
Метры у метро
Московские новостройки, рядом с которыми скоро откроют станции подземки
Тиснули на славу
Как выглядит первое в мире здание, напечатанное на 3D-принтере
Вот это номер!
«Тайный арендатор» в многофункциональном комплексе «Ханой-Москва»
Жить стало веселее
Новая редакция «сталинского рая» на ВДНХ
Любовь по залету
Аэропорты мира, которые не захочется посещать добровольно
Rolling Acres Огайо, СШАЗакрыто навсегда
Как выглядят торговые центры-«призраки», потерявшие покупателей