Новый год в Молдавии начался с громкого скандала. Генерального прокурора страны Валерия Зубко обвинили в том, что он якобы застрелил на охоте человека и попытался скрыть это от общественности. В оппозиции уже потребовали, чтобы Зубко ушел в отставку, сам он утверждает, что его оклеветали. Скандал между тем вызвал некоторые трения во властных структурах. Глава правительства Молдавии Влад Филат отметил, что в этом деле есть "странности", а МВД пожаловалось на то, что полицию не допустили к расследованию. Прокурор не остался в долгу, заявив, что против него ведется "грязная кампания" и что в ней принимают участие в том числе и представители власти.
С обвинениями в адрес генерального прокурора выступил лидер движения "Антимафия" Сергей Мокану. На специальной пресс-конференции, организованной в воскресенье, 6 января, он заявил, что жертвой высокопоставленного силовика стал 34-летний предприниматель из Кишинева, некий Сорин Пачу. Последний был застрелен из охотничьего ружья 23 декабря 2012 года во время охоты на кабана в Фалештском районе (в западной части Молдавии).
Реакция прокуратуры не заставила себя ждать. В ведомстве подтвердили: действительно, 23 декабря во время охоты в этом районе был ранен 34-летний мужчина. Пострадавшего доставили в больницу, где он скончался два дня спустя. Произошедшее было квалифицировано как "Убийство по неосторожности". Возбуждено уголовное дело, назначены судебно-медицинская, баллистическая и другие экспертизы.
Однако стрелял, как следовало из объяснений прокуратуры, не Зубко, а кто-то другой (обвинения в адрес Зубко прокуратура назвала "абсурдом и клеветой"). Кто именно стрелял, осталось неясным. Прокуратура также не уточнила, кто именно участвовал в охоте, в ходе которой Сорин Пачу получил смертельное ранение, и был ли все-таки среди участников генеральный прокурор.
В районной больнице, куда после инцидента был доставлен пострадавший, рассказали, что из-за тяжелого ранения брюшной полости пациента нельзя было везти в Кишинев, поэтому решено было оперировать его на месте. После операции его состояние оставалось тяжелым, в итоге врачам не удалось его спасти.
Представитель руководства больницы рассказал также, что о поступившем в клинику пациенте полиция была проинформирована "в тот же день" (23 декабря). А представители прокуратуры, по его словам, "сидели в коридоре прямо во время операции".
МВД, которому также пришлось давать объяснения в связи со скандалом, представило несколько иную версию. Замминистра внутренних дел Ион Бодруг утверждает, что полиция не была своевременно поставлена в известность "о факте ранения" и что к расследованию она не смогла приступить из-за противодействия прокуратуры. "Сегодня расследование проводится и направляется полностью лишь прокуратурой, - заявил чиновник. - Прокуратура сказала нам не вмешиваться".
Мокану на пресс-конференции назвал предполагаемых участников декабрьской охоты поименно. Вместе с генеральным прокурором в ней якобы участвовали также глава Апелляционной палаты Ион Плешка, его заместитель Георге Крецу, а также член Координационного совета по телевидению и радиовещанию Николай Дамаскин и местный лесник Иван Степанкевич.
Достоверность этого списка, очевидно, должно проверить следствие. Между тем один из упомянутых граждан - член КСТР Николай Дамаскин - уже выступил с опровержением. Он заявил, что ни в какой охоте в тот день (23 декабря) не участвовал, с другими названными на пресс-конференции лицами незнаком и вообще не имеет с ними ничего общего.
О погибшем известно, что он был владельцем карьера в Глодянском районе, выпускником Академии экономических знаний. В 2011 году Сорин Пачу, как выяснилось, баллотировался в парламент от блока "Альянс юристов и экономистов", в списках которого был и Валерий Зубко. Сам Зубко, выступив со специальным заявлением спустя два дня после скандальной пресс-конференции (и отвергнув все обвинения в свой адрес), не уточнил, был он знаком с погибшим или нет.
Генеральную прокуратуру Молдавии Валерий Зубко возглавил три с половиной года назад. Это произошло после смены руководства в стране, когда по итогам выборов в парламенте был сформирован либерально-демократический альянс, а находившаяся у власти компартия была вытеснена в оппозицию. До того как стать генеральным прокурором, Зубко занимался научной и преподавательской работой, в период с 2001 по 2009 год руководил адвокатской конторой.
Отдельно следует сказать и о том, кто его обвиняет. Сергей Мокану - бывший советник президента Молдавии Владимира Воронина (лидера ныне оппозиционной партии коммунистов). До этого, по информации REGNUM, он был активистом прорумынского Народного фронта Молдавии и в течение некоторого времени выпускал печатный орган "фронтистов" (газету "Цара"). В 2007 году Мокану был уволен с должности советника. Он перешел в оппозицию и стал пугать бывшего шефа уголовным преследованием за узурпацию власти и нарушение прав человека. Мокану даже фантазировал, что после поражения на выборах Воронину придется бежать в посольство России и искать там убежища (примечательно, что сыновья самого Мокану, обвиненные ранее в хулиганстве, предпочли скрыться на территории посольства Румынии). После апрельских массовых волнений 2009 года бывший советник президента был обвинен в организации беспорядков, некоторое время он провел под арестом.
С нынешним генпрокурором у бывшего президентского советника старые счеты. Мокану обвинял Зубко в связях с "мафией" (за это суд в начале 2011 года обязал его выплатить прокурору компенсацию в 300 тысяч леев / около 20 тысяч евро). Он утверждал, что генеральный прокурор находится под контролем Владимира Плахотнюка - одного из лидеров Демократической партии, местного олигарха, которого некоторые считают "теневым кардиналом" молдавской политики.
Зубко, в свою очередь, обвинял лидера "Антимафии" в том, что тот несколько лет назад пытался "шантажом" добиться прекращения уголовного преследования своих сыновей. "Когда он понял, что я и мои подчиненные будем действовать строго в рамках законодательства, Мокану стал угрожать, сказав, что найдет другие методы для благоприятного разрешения уголовных дел в отношении его сыновей", - утверждал генеральный прокурор.
Нынешний скандал, как и следовало ожидать, был быстро подхвачен оппозицией. Идеолог коммунистов Марк Ткачук растиражировал несколько слухов ("Говорят, что его пристрелил генпрокурор на охоте... Говорят, что на той же охоте присутствовал целый сонм высших судейских и прокурорских чинов... Говорят, что [тело погибшего] кремировано в Одессе - якобы в связи с пожеланиями родственников") и потребовал созвать внеочередную сессию парламента. Чтобы "вывести на чистую воду всю шайку". Пока вопрос о сессии не решен, коммунисты намерены пикетировать здание генеральной прокуратуры.
Не остался в стороне и лидер оппозиционных социал-демократов Виктор Шелин. Упомянув о других скандалах последнего времени, он заявил, что власть в стране "не только антинародная, но она уже криминальная". "Страна имеет устойчивую репутацию контрабанды сигарет, минздрав проводит опыты на гражданах по заказу Европы, минздрав, МВД и прокуратура скрывают от общества убийства, а компроматы на лидеров государства позволяют ими управлять как овцами", - утверждал оппозиционер.
Впрочем, шум, поднятый оппозицией вокруг обвинений в убийстве, для генерального прокурора не столь опасен, как возможная поддержка, которую эти обвинения могут получить со стороны правительства. Отношения между партиями, составляющими правящий альянс, вообще складываются не лучшим образом. Хотя прогнозы о распаде альянса до сих пор не оправдались, конфликты между его участниками не прекращаются.
Можно вспомнить, что полтора года назад глава правительства Влад Филат (лидер входящей в альянс Либерально-демократической партии) пытался отправить в отставку руководителей силовых структур, включая и генерального прокурора, назначенного по квоте другой партии (Демократической). Зубко тогда, со своей стороны, обвинил представителей правительства (включая руководителей контролируемой ЛДПМ Таможенной службы) в "крышевании" контрабанды. После соответствующего отчета генпрокурора в парламенте, как отмечает агентство Omega, добиваться его отставки Филат перестал.
Нынешняя реакция премьера на "охотничий скандал" едва ли может добавить генпрокурору уверенности. "Очень много из тех данных, что есть в нашем распоряжении, очень странные, - туманно заявил Филат. - Закон в Республике Молдова равен для всех. В конце расследования мы сможем высказаться конкретнее". То же можно сказать и о позиции МВД, которое пожаловалось на то, что прокуратура не допустила полицию к расследованию.
"Я буду защищать свою честь и достоинство... независимо от того, насколько высоки посты тех, кто по несправедливости будет продолжать меня обвинять, - обиженно заявил в ответ генпрокурор. - Я готов подчиниться любому расследованию, но я не превращусь в 'пушечное мясо' в грязных кампаниях или борьбе за пост генерального прокурора". Позиция понятна, теперь ей остается лишь пройти проверку на прочность.
P.S. Во вторник, 8 января, стало известно, что у прокуратуры появился подозреваемый в убийстве. Этим подозреваемым оказался заместитель председателя Апелляционной палаты Кишинева Георге Крецу (его имя упоминал Сергей Мокану, перечисляя предполагаемых участников охоты). Для того, чтобы допросить его, прокуратура должна будет обратиться в Высший совет магистратуры - чтобы этот орган снял с подозреваемого судейский иммунитет.